В последнее время ходит много слухов о повсеместном введении платного образования, что не может не пугать будущих абитуриентов, школьников и - в первую очередь - их родителей. Но не так страшен чёрт, как его малюют. Да, в системе образования уже несколько лет проходят реформы различного плана, однако платным для всех образование не будет и быть не может. Напомним, что согласно статье 43 Конституции РФ, каждый имеет право на образование, гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

Согласно новым стандартам, все образовательные учреждения поделены на три вида: казённые, бюджетные и автономные. В казённых учреждениях учатся исключительно бесплатно, и находятся они полностью на государственном обеспечении, бюджетные школы и вузы содержатся на средства государства и собственные средства и имеют право оказывать некоторые платные образовательные услуги (но это не касается основных образовательных предметов в школе). Автономные учреждения существуют за счёт учредителя и имеют возможность оказания услуг вне рамок госзадания, свободу в установлении цен на эти услуги, возможность концентрации ресурсов на оказание платных услуг. Однако при этом оказывают и бесплатные услуги в соответствии с государственными стандартами.

К казённым учреждениям относятся интернаты, специальные школы, военные училища и им подобные образовательные заведения. Из двух других форм каждый вуз и каждая школа имеет право сделать выбор, и в пользу автономных решают далеко не все. Например, в Миассе таковых пока нет, но некоторые руководители школ в раздумьях, поскольку каждая форма имеет свои особенности, плюсы и минусы. Причём особенности имеют значение в первую очередь для учредителя и руководства учреждений, но не для родителей и учеников. Меняется система финансирования школ, но это не значит, что финансирование ляжет на плечи родителей.

Как пояснил директор лицея № 6 Марат Курамшин, переход школы на автономное существование подразумевает составление сложного бизнес-плана, поскольку тогда на руководство ложится большая ответственность. Например, лишней головной болью становятся коммунальные платежи, которые в бюджетных школах оплачиваются за счёт государства, то же касается необходимого ремонта. Пока администрация лицея склонна к решению в пользу того, чтобы быть бюджетным учреждением, а значит, фактически всё останется по-прежнему. Обучение основным общеобразовательным предметам останется бесплатным, но при желании родители могут оплатить репетиторские услуги или занятия в платных секциях, студиях и кружках.

Что касается миасских вузов, то их судьба уже определена. По словам заведующей учебной частью Миасского филиала ЧелГУ Ирины Назаровой, университет будет носить название Федерального бюджетного учреждения. Миасский филиал будет предоставлять как платные, так и бесплатные образовательные услуги. Одним словом, бюджетные места никто не отменил, как и государственного заказа на подготовку специалистов. А в филиале ЮУрГУ бюджетных мест, по словам его директора Бориса Гришая, даже прибавилось. В головном вузе ЮУрГУ тоже приняли решение о присвоении университету статуса ФБУ. "Обещали, что хуже не будет, а будет ли лучше - посмотрим" - говорит Борис Николаевич.

Тем не менее, возможно, в скором времени вузам придётся значительно урезать количество бюджетных мест. Как сообщает официальный сайт Министерства образования РФ, в соответствии с прогнозными значениями численность выпускников школ в 2013 году составит около 670 тысяч человек. При этом приём на первый курс на бюджетной основе, в соответствии с минимальной государственной гарантией, будет составлять 490 тысяч человек. В результате соотношение численности приёма на бюджет в вузы с численностью выпускников школ в 2013 году будет составлять 73%. А к 2015 году, если не уменьшить количество бюджетных мест, это соотношение достигнет значения 101%, то есть бюджетных мест в вузах будет больше, чем выпускников школ.

  Софья Овсянникова