В прошлый раз мы высказали пожелания об увеличении содержания учителям казачьих начальных школ и высказали предположения, что вследствие этого на эту должность пойдут люди c педагогическим опытом и с достаточными специально-педагогическим образованием. Этим мы ничуть не намереваемся унизить достоинства и заслуги тех учителей и учительниц казачьих школ, которые в своё время не получили достаточного специально-педагогического образования, но потом достигли этого путём самообразования, многолетним опытом, практикой и, таким образом, стали наряду с другими, получившими соответствующее образование. Мы всегда стоим за таких людей, которые личным упорным трудом, путём самообразования, пробивают себе дорогу к свету.

Мы лишь желаем коренных реформ казачьей начальной школы и стоим за постепенную замену малоспособных и малопригодных учителей - более лучшими.

Наш взгляд на учителей таков: безусловно, в среде казачьих учителей и учительниц в настоящее время есть люди достойные этого звания и заслуживающие всяческого поощрения, хотя и не получившие в своё время соответствующего образования. Но с другой стороны, есть и такие, которым совсем не место в учительской корпорации. Мы знаем несколько случаев, когда учитель, поступая в каникулярное время поселковым писарем, не мог с этим делом справиться.

По нашему мнению, - это уж не учитель.

Затем среди учителей есть лица и получившие достаточное и специально-педагогическое образование, но не имеющее в данном деле никакого опыта. По поводу этого мы говорим:

"Теория и практика как будто бы одно и то же, но в действительности - это два разнородных полюса, для тождественности которых мало одной параллели, а ещё нужно равновесие; они тогда только достигают вполне желаемой цели, когда оба достаточно равносильны, идут вместе, одновременно, рука об руку, имея одну общую точку соприкосновения".

Свой взгляд о постепенной замене плохих учителей лучшими мы оправдываем следующими словами: "Жизнь не требует быстрых необоснованных прыжков, хотя и идет вперед, а требует постепенного, вдумчивого и внимательного приложения к себе духовных и физических сил человека".

Затем мы высказываем: "Было бы весьма полезно учредить для казачьих учителей кратковременные учительские курсы в летнее каникулярное время, где бы они могли освежать свои знания, знакомиться с новейшими методами преподавания в начальной школе и через обмен мнениями приспособлялись бы к тяжёлому и ответственному делу учителя и воспитателя. Противоречий же во мнениях бояться нечего, ибо из них чаще всего получается истина".

Итак, повторительные курсы для казачьих учителей очень необходимы.

Нужно помнить, что жизнь идёт вперед, она побуждает массы и отдельных лиц всё к новым шагам по пути культуры и прогресса и безжалостно уничтожает того, кто инертен, бездеятелен и противится её властному течению.

Те из казачьих учителей, которые любят своё дело, стараются его усовершенствовать и сами усовершенствоваться и которым дороги заветы своего учителя Пирогова и честь своей корпорации, сочтут своей нравственной обязанностью откликнуться на наши пожелания об учреждении повторительных учительских курсов и постараются принести на алтарь общего и своего блага все свои лучшие силы, стремления.

Те же казачьи учителя, которые устарели и не могут явиться на курсы освежить свои знания, за время постепенной замены малоспособных и малопригодных учителей более лучшими и за время реформ казачьих школ доживут свой век покойно на занимаемых ими должностях и, таким образом, не будут выброшены за борт своей корпорации и не лишатся единственного насущного куска хлеба.

  П. Захаров, газета "Казакъ" № 3, 16 декабря 1910 г.