Проблемы со зрением существуют у многих. В большинстве случаев они незначительные и не мешают человеку жить, ориентироваться в пространстве, читать книги при наличии очков и выражать эмоции. Более глубокие нарушения зрения существенно отражаются на качестве жизни, поэтому их нужно сглаживать или устранять с малых лет. Этим и занимаются специалисты детского сада № 13.

Нарушения зрения, как рассказывает старший воспитатель детсада № 13 Елена Кузьминых, могут быть разного характера и степени тяжести. Самые распространенные из них - дальнозоркость и близорукость, врожденное или приобретенное косоглазие.

Для каждого нарушения существует своя методика лечения, которое ежедневно проводится в трех группах детского сада № 13. С ребятами работают три тифлопедагога (тифлопедагогика - отрасль дефектологии, изучающая проблемы обучения и воспитания слепых и слабовидящих) и окулист из детской поликлиники Ольга Лазуткина.

Помимо специальных развивающих зрение игр в группе, дети ежедневно посещают кабинет, оснащенный особой аппаратурой для лечения и тренировки глаз. Есть здесь иллюзион - аппарат, создающий движущиеся узоры, за которыми ребенок должен наблюдать отведенное для этого время; синоптофор, основанный на световых импульсах. Пожалуй, больше всего детям нравится амблиотренер - аппарат, на котором ребенок учится концентрировать взгляд и повторять нарисованные линии. При ошибке в наушниках у ребенка раздается звуковой сигнал, который активизирует умственную деятельность и заставляет малыша напрячь больной глаз, чтобы верно выполнить упражнение.

Кроме того, в арсенале садика имеется компьютер с установленной на него лицензионной программой для коррекции зрения, единственной в Миассе. Сюда приезжают заниматься дошколята из других районов города, направляют на занятия и школьников с нарушениями зрения. Здесь же проходит адаптация детей, перенесших операцию на глаза.

В каждой группе есть набор игрушек, специально предназначенных для развития моторики, навыков ориентации в пространстве, умения распознавать эмоции (ведь выражения лиц дети видят с трудом) и развивать собственную мимику. Не видя чужого выражения лица, дети не контролируют и своего. Чаще всего это приводит к почти полному отсутствию мимики у слепых и к ее невыразительности у тех, кто видит плохо. "Вспомните Диану Гурцкую, - говорит Елена Кузьминых, - песни у нее трогательные, а лицо при этом совершенно невыразительное. Это следствие слепоты". Ребята ощупывают "мордашки", изображают ту или иную эмоцию в зеркальных мордах зверей на кубиках. Все игрушки сделаны самими педагогами.

Ребята часто ходят на экскурсии, чтобы познавать окружающий мир. Проблема детей с нарушением зрения, рассказывает Елена Кузьминых, в том, что они, не видя предмет хорошо, должны его потрогать, запомнить его очертания с помощью тактильных ощущений.

В специальных группах установлен щадящий режим дня. На занятиях дети всегда сидят на своем определенном месте, с учетом степени патологии и того, какой именно глаз видит плохо в случае косоглазия. К каждому занятию воспитатели изготавливают новый материал разного размера, для каждого персонально. И не факт, вздыхает старший воспитатель, что он пригодится в следующем году.

В этом году ребят с полным отсутствием зрения в садике нет, хотя в прошлые годы бывало по двое-трое, рассказывает заведующая детсадом Людмила Кузнецова. С ними специалисты тоже берутся работать. После курса воспитания в детском саду № 13 ребята становятся более подготовленными к жизни, они умеют смело ориентироваться в пространстве, тонко ощущая предметы руками, часто и охотно улыбаются. Здесь дети избавляются от комплексов - никто не смеется в садике над "очкариком" - здесь таких как минимум три десятка (около десяти человек в группе).

Кое-кто излечивается, кое-кто чувствует ухудшение зрения, перейдя в школу. Проблема в том, что не каждый учитель спросит ребенка, где ему комфортно сидеть, а дети порой стесняются настоять на своем праве сесть поближе к доске. И зрение вновь ухудшается. Именно поэтому в садике всегда проводят бесплатные занятия с ребятами, которые уже выпустились из него.

И хотя излечиваются не все, говорит Елена Кузьминых, но, по крайней мере, ребята более уверенно чувствуют себя в дальнейшей жизни. Счастье для воспитателя, говорит Елена, взглянуть на выпускном в глаза, которые когда-то непроизвольно "бегали" каждый сам по себе, и увидеть прямой счастливый детский взгляд.

  Софья Овсянникова