Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru"

Новости Миасса. Версия для печати.
Опубликовано на сайте агентства новостей и информации "NewsMiass.ru".
Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=8516



Денег много не бывает
Иногда бюджетные деньги бывает очень непросто потратить вовремя

Рубрика: Мнения
Опубликовано: 05.12.2006 10:52

В Собрании депутатов продолжается обсуждение вопроса об исполнении бюджета за девять месяцев 2006 года. Эти данные представительный орган всегда подвергает основательному анализу, так как они являются базовыми для выработки взвешенных решений при формировании бюджета на следующий год.

Вот основные цифры, характеризующие исполнение бюджета за 9 месяцев 2006 года. План по собственным доходам за этот период выполнен на 71,4 процента, недополучено в сравнении с планом 26073 тысяч рублей. По сравнению с тем же периодом 2005-го года рост собственных доходов округа составил 154,4%. По отдельным статьям дохода план перевыполнен значительно. Например, налога на доходы физических лиц, который дает 45,9 процента поступлений в бюджет, удалось собрать на 9,6 процента больше, чем планировалось - а это позволило получить дополнительно более 26 миллионов.

План по доходам от использования имущества, как следует из представленного Собранию депутатов отчета, выполнить не удалось: отставание составляет 30,5 процента или 40585,6 тысячи рублей. На 15% (24750 тыс. руб.) меньше запланированного было получено средств от продажи муниципального имущества.

Выросла на 11275 тысяч рублей по сравнению с началом года недоимка - теперь она составляет 32722 тысячи рублей (а по итогам 10 месяцев - уже 37670,8 тысяч рублей).

Как и в прошлом году, существенно отстает от намеченного плана исполнение расходной части бюджета. По итогам девяти месяцев оно составило 66,1% от уточненного бюджета. А по таким, например, социально значимым статьям, как газификация освоение выделенных средств по итогам 9 месяцев составляло 53,8% от уточненного бюджета; обеспечение жильем молодых семей - 32,3%. Существенно отстает от плана освоение денег, предназначенных на водоснабжение частного сектора, строительство бассейна в школе № 20 и завершение строительства школы искусств. Исполнение расходов на реализацию проекта "Образование" составило 28,8% от годового плана, по проекту "Здоровье" - 23,4%. Данные по освоению средств на капитальные ремонты учреждений бюджетной сферы таковы: ДОУ - 19,2%, школы - 34,8%, внешкольные учреждения - 13,7%, дома культуры - 25,4%, больницы - 36,3 процента.

В отчете об исполнении бюджета отражены многочисленные перемещения денег, произведенные с одной статьи расходов на другую. Так, на восстановление нарушенного благоустройства во дворах домов было заложено 2200 тысяч рублей; из этих средств 1,1 миллиона было перемещено в связи с предоставлением кредита службе заказчика, 68 тысяч направлено на водоснабжение частного сектора; средства в полном объеме не освоены. На переселение граждан из ветхоаварийного жилья были запланированы расходы в объеме 13998 тысяч рублей; из этих денег 1480 тысяч было перемещено на проектирование водовода в поселке Первомайском, 5 миллионов - на строительство школы № 21. Деньги, выделенные на реконструкцию стадиона в старой части (500 тысяч) передвинуты на оплату ремонтных работ, выполненных стройотрядами; еще 2,5 миллиона на эти же цели было перемещено из денег, предназначенных на ремонт стадиона Труд. Подобных примеров в отчете немало.

Прокомментировать работу исполнительного органа власти по освоению бюджетных средств мы попросили руководителя финансового управления Миасского городского округа Любовь Батутину и депутатов - членов комиссии по экономической и бюджетной политике.

Первый блок вопросов - руководителю финансового управления Любови Батутиной.

- Любовь Вениаминовна, чем объясняется отставание от плановых цифр по исполнению бюджета? Нормально ли, что освоение значительных объемов денежных поступлений придется на конец года - насколько это усложняет работу финансового управления?

В пояснительной записке отмечено довольно много передвижек средств - это обычная практика? Насколько администрация свободна в таких маневрах?

- Основной причиной отставания в исполнении бюджета остается необходимость проведения конкурсов и котировок. Второй фактор - казначейское исполнение бюджета. Оно обеспечивает прозрачность расходования бюджетных средств. В прошлом году мы сталкивались с некачественным оформлением первичных платежных документов, это продолжается и сейчас. Документы часто поступают недооформленными или не полным пакетом. Только в текущем году было возвращено по этим причинам около 11 тысяч заявок на оплату расходов. Это, считаю, очень много для наших бюджетных учреждений. Возможно, здесь дело в уровне профессионализма бухгалтеров или недопонимании меры ответственности за использование бюджетных средств. А финуправление, как контролирующий орган, обязано следить за соблюдением установленного порядка их расходования.

Чтобы решить эти проблемы, проводится учеба для экономистов и бухгалтеров, два семинара прошли в Челябинске, люди получили сертификаты. Ежемесячно ведем анализ допущенных ошибок на месте, при сдаче отчетов. Но пока проблема полностью не решена.

Что касается передвижения ассигнований - к сожалению, это является продолжением обычной практики. Это отрицательный показатель работы планово-экономических служб, передвижки действительно мешают в работе. Когда формируется бюджет, мы даем главным распорядителям цифру в целом и отдельные параметры - например, по фонду оплаты труда, лимитам на ТЭРы, за эти рамки выходить нельзя. По остальным статьям и между учреждениями распорядители распределяют средства самостоятельно. После получения этой росписи мы разносим предстоящие расходы по статьям, начинается исполнение - и появляются передвижки. Это результат некачественного планирования. Закон позволяет делать такие передвижки, но постепенно происходит ужесточение требований.

Освоение большого объема бюджетных средств в конце года, безусловно, сказывается на нашей работе. Она становится очень напряженной в последних числах декабря. Так бывает ежегодно, но это неправильно, а в этом году - особенно. Уточнение бюджета провели в июне, доходную часть уточнили, имея в виду ожидаемые поступления от продажи имущества. Запланировали расходы и надеялись, что главные распорядители уложатся с освоением средств до декабря, но не получается. Несвоевременная подготовка смет, проектов, задержки в проведении конкурсов привели к тому, что основная работа опять будет в конце года. Работники финансового управления стараются избежать вполне возможных при большой интенсивности труда ошибок, в последнюю неделю им приходится работать до девяти-десяти часов вечера.

Слово - Валерию Фролову, председателю депутатской комиссии по экономической и бюджетной политике:

- Валерий Борисович, администрация Миасса второй год объясняет отставания в освоении бюджетных средств необходимостью проведения конкурсов, сложностью казначейского исполнения. Однако о том, что бюджетные деньги предстоит осваивать именно таким порядком, было известно еще в 2004 году. Как можно оценить "вылеживание" десятков миллионов рублей на счетах с точки зрения эффективности расходования бюджетных денег? Что можете сказать по поводу того, что значительную часть денег приходится осваивать в авральном режиме в конце года?

- Надо иметь в виду, что прописать порядок на бумаге и реализовать его на практике - не одно и то же. Как бы ни готовились, как бы ни изучали закон, но когда стали его применять, возникли проблемы, которые трудно было предвидеть. В 2006 году мы давали администрации поблажки в плане освоения бюджетных средств, накопления денег на счетах, принимали объяснения задержек в этом процессе как уважительные. Но сейчас, когда началось обсуждение бюджета на будущий год, мы сразу говорим, что такие аргументы больше приниматься не будут. Все службы готовятся проводить основные конкурсы на размещение муниципальных заказов в декабре.

Накопление денег на счетах напрямую с эффективностью использования бюджетных денег связать нельзя. То, что деньги не расходуются вовремя, - следствие несвоевременного проведения конкурсов. Хотя, конечно, с финансовой точки зрения, с точки зрения эксплуатации того или иного объекта, на который выделены средства, это неоправданно.

К тому, что в конце года снова придется осваивать большие объемы бюджетных средств плохо я отношусь - как же еще. Конечно, это и контроль усложнит; и то, что можно строить и ремонтировать летом, в благоприятных погодных условиях, зимой делать гораздо труднее. На будущий год мы будем жестче спрашивать за своевременность выполнения всех работ по муниципальному заказу.

Вопрос Михаилу Попову - члену комиссии по экономической и бюджетной политике, опытному бизнесмену:

- Михаил Валентинович, по сравнению с прошлым годом собственные доходы бюджета за 9 месяцев на выросли на 54,4 процента. Насколько, по вашему мнению, это зависит от усилий исполнительной власти, которая ставила перед собой задачу зарабатывать деньги?

- Возможно, я скажу резко, но с моей точки зрение это намерение не реализуется пока вообще. Рост доходов, считаю, сейчас в основном зависит не от усилий исполнительной власти, а от тех законов, которые были приняты на федеральном уровне. И от наличия еще не проданного муниципального имущества. И - земля. Прошедшие торги по трем участкам показали, что этот рынок для города перспективный. Сегодня нужно грамотно подойти к нему, обеспечить кадастровый учет всех участков, вложить деньги, сделать альбомы земельных участков, выставляемых на продажу, как это делается за рубежом. И цивилизованно выставлять их на продажу.

На вопрос отвечает Сергей Суханов, заместитель председателя комиссии по городскому хозяйству.

- Сергей Петрович, вы много лет стараетесь привлечь внимание руководителей города к проблемам его исторической части. Можете что-либо сказать по поводу того, что деньги, выделенные на ремонт стадиона в старом городе, уже второй год подряд раз направляются на другие цели?

- Безобразие. Вопрос был уже в принципе решен, определено, что заказчиком по стадиону будет управление образования, которое ведает спортивными сооружениями. Но его "тормознули", деньги были переведены на другие объекты. Хотя есть инициативная группа, которая планировала создать попечительский совет и курировать эту работу. Думаю, еще попытаемся побороться.

Говорит Александра Старостенко, работающая в представительном органе третий созыв подряд.

- Александра Ивановна, как вы оцените многочисленные передвижки бюджетных средств, отмеченные в отчете об исполнении бюджета? Что могут предпринять депутаты, если обнаружили серьезные отступления от прописанных ими бюджетных назначений?

- Часть перемещений была вызвана объективной необходимостью - например, если речь идет о смене распорядителя средств, раньше какие-то работы выполняли жилищно-коммунальные службы, теперь они переданы в ведение комитета по строительству. В этой части передвижки понять можно, как и в том, что касается срочных, авральных работ, ситуаций чрезвычайных, которых нельзя было предусмотреть. Часть передвижек была произведена по решению депутатов. Но когда передвижки идут с одной статьи на другую без очевидных причин, и неизвестно, будут ли освоены перемещенные средства - в таких случаях, считаю, депутатский труд по формированию бюджета идет насмарку. Это, по моему мнению, происходит от непроработанности бюджета, он выносится на утверждение недостаточно продуманным.

Например, перемещение денег, выделенных на переселение людей из ветхоаварийного жилья на другие нужды - неужели нельзя было заранее продумать, что необходимо сделать для реализации этой программы? Если были не готовы осваивать средства, зачем закладывали деньги на это? По стадиону "Труд" второй год закладывают деньги и второй раз они остаются неосвоенными. Несерьезно это.

Что касается мер, которые есть в распоряжении депутатов, - они могут не принять исполнение бюджета. Далее последует разбирательство, насколько существенны допущенные нарушения. Есть ведь пример главы Трехгорного, который показывает, что бывает с руководителями, неправильно использующими бюджетные средства.

Если вернуться к публикациям годичной давности, легко проследить, что ситуация с исполнением бюджета за девять месяцев была примерно такой же. По итогам года план по доходам был выполнен на 104 процента, в том числе по собственным - на 96 процентов. Исполнение по расходам также составило 96,1 процента - в целом. По целевым программам бюджет был исполнен в среднем на 78,5 процентов. В частности, по программе "Двор"средства израсходованы только на 43 процента; по программе экономии хозпитьевой воды исполнение и того ниже - 11 процентов. Средства на завершение строительства ДШИ № 2 были освоены на 44,6 процента, программа газификации исполнена на 79,1 процента, по строительству жилья для переселения граждан их ветхо-аварийных домов, для работников бюджетной сферы и участковых милиционеров - в среднем на 33,3 процента, а по программе обеспечения жильем молодых семей, на которую был заложен в бюджете 1 миллион, не было сделано ничего.

Удастся ли исполнительной власти, накопившей за прошедший год определенный опыт, выполнить свои обещания насчет освоения бюджетных денег - а их, кстати, на счетах скопилось по итогам 10 месяцев уже более 120 миллионов, - станет известно в марте, когда будет готов отчет по итогам года.

Оксана Овсянникова



Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2023.
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А.
Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы.
Адрес электронной почты редакции: mail@newsmiass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+.
Яндекс.Метрика