Опубликовано: 23.12.2024 13:02 |
Продолжаем серию публикаций об истории технического образования в Миассе. Начало в материале - "Для исправления - выговор, сбавление балла и лишение свободы".
Четыре месяца ушло на восстановление учебного заведения, после чего его взял под свое крыло Челябинский Губпрофобр (так назывался местный орган главного управления профессионального образования в РСФСР в 1920-1930 годах), но через год отказался и передал Миасскому напилочному заводу.
Так в начале 1922 года в городе появилась школа фабрично-заводского обучения № 9. Хотя время было крайне трудное (разруха, голод), завод своих подопечных не бросил. Помимо введения новой специальности (насекальное дело) и поставки в школу семи насекальных станков, он исправно снабжал учащихся продуктовым пайком. Благодаря этой небольшой поддержке учебное заведение сумело пережить голодные годы.
А дальше случилось вот что. В Миасс перебросили 23 детских дома с сиротами и беспризорниками разного возраста в количестве более тысячи человек. Прибывших детей надо было чем-то кормить, чем-то полезным занимать, чему-то нужному для самостоятельной жизни обучать. А что может быть лучше трудового обучения?..
В результате очередной реорганизации на базе школы была создана Трудкоммуна с двухлетней программой обучения столярному, слесарному, токарному, сапожному и швейному делу.
Сама же школа перешла от завода в ведение Златоустовского отдела народного образования.
…Иван Иванович Ильин, в качестве приложения, предоставил музею невеселые биографии новоявленных "трудкоммуновцев". Все они, в принципе, похожи друг на друга: пока отец работал, семья как-то жила, а после его смерти (от пули белого офицера, от болезни либо на фронте) мать-домохозяйка тоже жила недолго. Осиротевшие дети попадали в детдом, а вместе с ним и в миасскую профшколу, что было для них настоящим спасением.
Жили учащиеся в двух общежитиях, где были кухня и обслуживающий персонал. Занимались каждый день в две смены: с 8 до 12 - теория, с 12 до 16 - практика. Учебников было мало, материалов для практики - тоже. Наробраз иногда отпускал небольшие дотации, но средств было всё равно слишком мало - до тех пор, пока инструктор Арсентьев не предложил построить вагранку (шахтная печь для переплавки и обжига). Сказано - сделано. Когда она заработала, механические мастерские начали обрабатывать литьё, столярка - готовить модели, а от заказчиков не стало отбоя. Трудкоммуна сумела расплатиться с долгами, немножко ожила в материальном плане. Однако учебная программа была слишком узка… Приближалось время очередной реформы.
(Продолжение следует…)