Опубликовано: 23.08.2024 10:11 |
"Солдаты собирались кучками и перемалывали всякие слухи, - продолжаем читать "Воспоминания солдата", написанные миасским учителем Иваном Ивановичем Ильиным. - Говорили, будто в Омске стоят 80 тысяч казаков, которые предложили пехоте не ходить на фронт, но пехота не согласилась, а агитаторов за это будто бы арестовали. Вообще разговоры шли крайне опасные до моего отъезда из Омска.
Нас отдельной командой гоняли в поле рыть учебные окопы. Грунт был ужасный, прямо свинец. При самом сильном ударе кайло входил в грунт не более дюйма. Работали сменно по пять минут, и в эти пять минут нагревались до пота! И такими длинными казались эти минуты. Потом была команда "Вылезай!" Приходила смена с лопатами и выбрасывала грунт, сколько мы успели надолбить.
Так работали с восьми утра и до 12 дня. И так сильно изматывались, что едва брели в казармы. В 12 был обед и до двух часов - отдых. Питание было хорошее - щи, каша, чай. С двух до пяти - строевые учения, в девять ужин, в 10 - сон. Подъем в шесть часов".
"29 апреля утром меня и еще двух человек отправили на вокзал. Там уже была команда из 72 человек, готовая к отправке в Петроград. Настроение у всех было подавленное. Никаких разговоров. Полное молчание.
Пришел поезд. Нас выстроили, проверили список и передали в распоряжение сопровождающего, старшего унтер-офицера Иванова. Отправляющий офицер сказал, как мы должны вести себя в пути. И мы, посаженные в пассажирские вагоны, тронулись. Через сутки-двое освоились, начали искать земляков, но их было очень мало. Все были из разных губерний.
Дорогой перезнакомились между собой. Были там и участники русско-японской войны, рассказы которых были весьма интересными.
Один такой бывалый солдат говорит: "Одного желаю - только бы поскорее попасть на позицию, но я совсем не знаю, за какую милость иду воевать". Ему говорят: "За веру, царя, Отечество…" А он: "Чудаки вы, ребята! Ведь веру-то у нас немец не отнимает, царя не обижает, Отечество на месте стоит. Нет, ребята, тут что-то не так. Не знаю я, за что иду воевать. Право слово, не знаю. Да и вы, земляки, тоже не знаете, за что едете свою голову класть". Это был первый агитатор, слова которого заставили нас призадуматься. Питались в дороге на суточные деньги - 53 копейки на человека".
(Продолжение следует...)