Опубликовано: 20.12.2023 15:18 |
Есть такое слово - бывальщины. Знаете, что это такое?.. Так называют устные рассказы, основанные на реальных событиях и жизненных наблюдениях.
В этих рассказах, наверное, есть небольшая толика придумки и никогда не бывает точных дат. Но зато они дают нам дополнительное представление о том, как жили и что творили наши предки.
Василий Владимирович Морозов, удивительный наш краевед и журналист, любил поговорить со старожилами Миасса. И некоторые бывальщины записывал в многочисленные свои тетрадки. Вот одна из них, записанная Морозовым в 1973 году, - про то, как "Петров продал иностранцам Гумбейский рудник".
"Разбогатеть в Миассе в период "золотого века" было нетрудно. Где ни копни - везде золото! Но и в ту пору были случаи обмана простаков.
Жил в Миассе небогатый старатель, владелец уже оскудевшего Гумбейского рудника. И вдруг неожиданно разбогател. Откуда же привалило богачество Михаилу Антоновичу Петрову?
В жизни Петров был большой наглец. Во многом невежда, но ловкий и изворотливый, не прочь устроить шулерскую махинацию.
Разбогател он тем, что продал иностранным концессионерам уже отработанную шахту, прибегнув к хитрости. Петров "настрелял" в породу крупинки золота, создав видимость золотосодержащей породы.
Иностранцы, взяв пробу из забоя, остались довольны и заплатили за шахту обманщику хорошую цену. Когда же обман открылся, незадачливые владельцы со стыда уехали с Гумбейки.
Хитро и продуманно действовал обманщик. Ведь чтобы стать богатым, все средства хороши. И вот Петров решил продать концессионерам (тоже иностранным) Гумбейский рудник с фабрикой.
Чтобы пустить "золотую пыль" в глаза покупателям, Петров предварительно взял справку в горном округе о том, сколько добыто золота в шахте и за какой срок. Потом Петров привез на фабрику большую пачку папирос и потребовал от рабочих, чтобы они бросали окурки в золотопромывальную чашу.
Иностранцам он говорил, что часто бывает так: сполоск сделан, но золота нет, а в другой раз намывают золото. То есть раз на раз не приходится. И как-то сказал им: "Вот скоро будет сполоск. Если хотите - поприсутствуйте".
Сполоск оказался неплохим. Сделка состоялась. Но вскоре незадачливые новые хозяева прогорели. Гумбейка была отработана раньше и взять им там было нечего. Обманутые покупатели подали на Петрова в суд. А тот в суде нагло заявил: "Я неграмотный мужик, а они инженеры. Видели, что покупают. Я их не уговаривал и не скрывал, что сполоск часто бывает пустым".
И ведь суд оправдал Петрова! Свои претензии новые владельцы предъявили и горному инженеру, который дал Петрову справку о добытом на шахте золоте. Но и здесь иностранцы потерпели крах! В справке ведь говорилось о том, сколько на Губейке было добыто золота. А сколько его там осталось, в ней не говорилось. Да и никто не мог этого знать. Иностранные покупатели потерпели полный конфуз.
Ещё при царе Петров подал прошение о присвоении ему графского титула, но из этого ничего не вышло".
(Окончание следует…)