Опубликовано: 25.09.2023 08:45 |
Вот и завершился купальный сезон, время подводить итоги и, перефразируя известную пословицу, готовить зимой если не телегу, то инфраструктуру для отдыха.
Наше озеро Тургояк давно приобрело популярность не только среди миасцев и жителей окрестных городов, но и более отдалённых регионов, особенно остро встали два вопроса: создание туристической инфраструктуры и забота об экологии. Задачи, казалось бы, взаимоисключающие. Или они противоречат друг другу только на первый взгляд? Мнение учёных-экологов об этой проблеме в ходе мероприятий и круглого стола, организованного АиФ Челябинск, озвучил Александр Лагунов. Его доклад об 11-ти шагах по спасению Тургояка вызвал живой отклик у читателей. Одним из них оказался представитель бизнеса генеральный директор spa-отеля "Фонград" Александр Хазимов.
Ты помнишь, как всё начиналось...
"Я вырос в посёлке Тургояк, мои прабабушка, прадедушка, бабушка, дедушка и отец всю жизнь прожили здесь и похоронены на тургоякском кладбище, и получается, что я с самого детства наблюдаю за озером", - начинает рассказ Александр Борисович. Его зрелые годы также проходят вблизи озера: он руководит spa-отелем "Фонград", ежедневно продолжает наблюдать за уральской жемчужиной, болеть душой за происходящие перемены и искать решения наболевших проблем. Поэтому ему есть, чем дополнить выводы учёных: он согласился с экологами, развил некоторые предложенные идеи и дополнил картину примерами из собственного опыта.
"Ещё лет 20 назад среднестатистический житель Миасса мог жарким летним днём сесть в свою машину, доехать до озера, искупаться и вернуться домой или на работу. Сегодня это маловероятно. Почему? Да потому что он встанет в огромную пробку, долго в ней простоит, а потом ему некуда будет деть машину, поскольку парковки заняты! Придётся ставить её где-то в лесу, так как парковка на асфальтовой дороге у Тургояка чревата штрафом, - рассказывает Александр Борисович.
- За последние годы качество воды, конечно, ухудшилось. И, на мой взгляд, у этого есть несколько причин. Первой причиной я считаю ошибки, допущенные властями в 60-80-е годы. Тогда из озера откачивали по 5 миллионов кубометров в год для целей городских производств. При этом озеро сильно обмелело и был ликвидирован так называемый слив, по которому по весне из озера уходила в речку Миасс грязная талая вода. Потом общественники добились того, чтобы воду из озера на откачивали, уровень резко поднялся, и вся органика, которая образовалась на берегах, оказалась в воде. Вторая причина - это наплыв машин: их количество увеличилось в разы. И третья ошибка, которую тоже допустили власти, - это разрешение строительства без подключения к центральной канализации. Раньше допускалась только реконструкция имеющихся объектов с обязательным проведением государственной экспертизы и подключением к системе водоотведения. Так появился наш отель "Фонград": мы взяли объект недвижимости - барак, переселили оттуда людей, подключили его к канализации и реконструировали в гостиничный комплекс, не построив ничего нового. Но после того как требования смягчились, появилось много новых баз, не подключенных к центральной канализации. То же относится и ко всей улице Туристов, выросшей в 2000-е годы. А если канализация не откачивается вовремя, то она дренирует в озеро".
Так что же делать?
- Я считаю одним из самых главных в программе "11 шагов" предложение сделать центральную канализацию и всех к ней подсоединить. Даже если это кемпинг для палаточного отдыха, то на его территории должен иметься общий санузел, где можно воспользоваться туалетом, душем и помыть посуду после приготовления пищи.
Конечно, дело это непростое, и одномоментно реализовать такой план не получится. Александр Хазимов предлагает установить переходный период: пять лет или 10, в течение которых следует подключиться к канализации. Если этого не будет сделано, то следующий проект освоения лесов, на основании которого существуют все рекрационные учреждения, не должен быть утверждён, а такая база должна прекратить своё существование.
Согласен Александр Борисович и с тем, что требуется сеть перехватывающих парковок. Более того, за годы работы у него сложилось своё видение решения этого вопроса.
По его мнению, имеющиеся дороги разгрузит дублёр, к примеру, от Северного рынка в машгородке до посёлка Тургояк, с новым мостом через реку Миасс. Там, за рекой, вне водоохранной зоны, есть поле, которое могло бы превратиться в асфальтированную парковку минимум на 500 мест, где оставался бы основной поток автомобилей. Вторая парковка могла бы разместиться в районе лагеря имени Феди Горелова и третья - где-нибудь у базы отдыха "Волна". Ближе к озеру проезжать имели бы право только жители посёлка, сотрудники местных компаний и те, у кого есть путёвка на отдых.
Все парковки (государственные и частные; перехватывающие и собственные паркинги баз отдыха) должны быть включены в единую информационную систему, которая уже на подъезде покажет, есть ли свободные места, и выдаст разрешение на проезд только при их наличии. Есть путёвка на определённую базу - регистрируйся, получай QR-код, проезжай.
- Ещё одно жёсткое требование должно быть выдвинуто к базам: на их территории должно быть парковочное место на каждых трёх-четырёх гостей. Сейчас существует норма: на одного отдыхающего должно приходиться не менее 120 квадратных метров, это 60-80 человек на гектар. Если площадь базы отдыха 3 га, то она вправе одновременно обслуживать около 200 человек, а значит, должна иметь не менее 70 парковочных мест (одно место на три гостя). На нашем примере: если у нас отель на 50 номеров или 150 человек, то мы должны иметь минимум 50 парковочных мест для гостей, около 20-ти - для наших сотрудников и ещё десяток - для тех, кто приехал просто в ресторан или spa. То есть на нашей парковке должно быть порядка 90 мест. Если все они заняты, при регистрации система не выдаст 91-й QR-код на нашу парковку (а соответственно, и разрешение на въезд), пока какой-то из автомобилей её не покинет.
Не просто асфальт
На организации парковок тоже стоит остановиться подробнее. Достаточно ли просто выделить под неё место? Огородить и отсыпать щебнем? Заасфальтировать? Ни то, ни другое и ни третье. Да, машины обязательно должны стоять на асфальтовом покрытии, ведь если предложить парковаться на траве, со временем верхний слой почвы деградирует, расти на ней ничего не будет, а значит, и задерживать дождевую воду, несущую с собой загрязнения, станет нечему, и всё, что смоет ливнем, немедленно отправится в озеро. Но и обычное асфальтовое покрытие здесь ситуацию не спасёт. К счастью, способ уменьшить загрязнение озера от автомобильных парковок всё-таки есть. Более того, кое-где такое устройство применяют уже сегодня, и отель нашего гостя тому пример.
- Должна быть ливнёвка, которая будет очищать хотя бы от крупных фракций и нефтепродуктов. Парковку "Фонграда" мы делали как раз по этим нормам. Площадка покрыта тротуарной плиткой, под ней сделан непромокаемый слой. В дождь вода проходит сквозь плитку, стекает в закопанный металлический приёмник, а дальше мы выводим содержимое через канализацию. Конечно, сделать это гораздо сложнее, чем просто закатать всё в асфальт, но при строительстве "Фонграда" мы сразу ориентировались на экологическую безопасность.
Ещё в 2002-2003 годах, когда мы начали реконструировать гостиничный комплекс, помимо государственной строительной экспертизы, которую проходят все, мы проходили так называемую государственную экологическую экспертизу, и там есть раздел оценки воздействия на окружающую среду. Мы подсчитали влияние в период строительства и последующей эксплуатации и доказали экологам министерства экологии (тогда - министерства водных ресурсов и министерства лесных ресурсов), что наш объект нанесёт меньший ущерб, чем существовавший жилой барак. Ту же процедуру, кстати, мы проходили при строительстве газовой котельной, когда отказывались от угольной котельной советских времён, стоявшей на берегу озера.
Ещё один животрепещущий вопрос - допустимая высота строений на территории, окружающей озеро. На сегодняшний день она ограничена четырьмя этажами. Много это или мало, и стоит ли прислушиваться к предложениям изменить установленные законом рамки, позволив отелям расти ввысь?
- Существующие сегодня правила я поддерживаю и считаю, что имеющихся лимитов достаточно. При норме в 60-80 отдыхающих на гектар много этажей и не нужно. Возьмём для примера территорию площадью 10 га. Для трёхзвёздочного отеля, чтобы это было экономически эффективно, нужно примерно 60 "квадратов" на человека, для отеля класса "пять звёзд" - 100 м2. Если на одного человека приходится 100 квадратных метров, общая площадь отеля должна составлять 6000 м2. По градостроительному регламенту застроить можно только 40% территории, то есть здание в один этаж - это уже площадь 4000 м2, в два этажа - 8000 м2, в три - 12000 м2, в четыре - 16000 м2... А нам достаточно шести даже для пятизвёздочного отеля, а для трёхзвёздочного - и того меньше!
При разумном подходе вытягивать постройку вверх и не нужно: это же не Лас-Вегас! Невысокие здания позволят нам сохранить первозданный облик природной среды. Также, кстати, и в деревне: я бы не рекомендовал возводить больше двух этажей. Высотки нужны там, где скромные площади, а возле Тургояка все участки - немаленькие.
Экология vs интересы бизнеса
За всеми этими парковками, своевременной откачкой канализации и вывозом мусора кто-то должен следить. "Есть такая организация - "Особо охраняемые природные территории". Я считаю, что у неё должно быть как минимум подразделение - филиал "Природный парк "Тургояк", Руководство им стоит поручить человеку, который хорошо знаком горожанам (общественности, бизнесу), и все они знают, в рамках каких нормативных документов он работает, за что отвечает. Этот человек должен отчитываться, в первую очередь, перед Министерством экологии, во вторую - перед местной властью и бизнес-сообществом и в третью - перед экологической общественностью, которая у нас в Миассе достаточно активна".
Принято считать, что интересы бизнеса и экологии прямо противоположны. С этим не согласен Александр Борисович. Он уверен, что цель власти, бизнеса и общественников - едина: сохранение озера.
- Понятно, что туризм уже стал большой отраслью для Миасса. Нельзя запретить приближаться к Тургояку, если не сделать территорию заповедной. А Лесной кодекс гласит, что любой человек имеет право в любое время пройти к воде, и никто не вправе его ограничивать. Мы не закроем озеро Тургояк, на него будут ехать люди, и бизнес на этом захочет зарабатывать, а экологическая общественность будет беспокоиться о сохранности озера. Но я, как человек, который ведёт бизнес на озере Тургояк, хочу сказать, что я не менее чем кто-либо заинтересован в сохранении чистоты озера: мне хочется, чтобы и мои праправнуки могли жить здесь, управлять бизнесом, когда я буду лежать на тургоякском кладбище с моими предками. Поэтому мы все одинаково заинтересованы в сохранении нашей жемчужины.
"Мы не должны сделать "кольцевую" вокруг озера!"
Соглашается Александр Борисович и с предложением зонирования территории вокруг озера Тургояк. Напомним, по мнению экологов, в Природный парк "Тургояк" должны войти заповедная зона (около 15% площади парка, где природа должна остаться нетронутой, максимум, что может быть организовано - пешеходные тропы для маршрутов без стоянок и ночёвок), особо охраняемая зона (около 55,6% площади, где появятся пешеходные тропы, смотровые площадки с возможностью организации прогулок для туристических групп; туда же войдёт акватория озера, где сохранятся действующие запреты) и рекреационная зона (29% площади, отданной под рекреационные учреждения и туристические маршруты с палаточными стоянками, музеями, экспозициями под открытым небом и информационными центрами). Казалось бы, что в интересах бизнеса - увеличить территорию, доступную для организации разнообразных туристических услуг? Вовсе нет.
- Если говорить о западном береге озера Тургояк, к которому сейчас нет асфальтированного подъезда, то, я считаю, делать этот подъезд ни в коем случае не нужно! Я бы брал пример с Национального парка "Таганай". Есть проложенные пешие тропы, есть точки, куда можно прийти пешком и там остановиться - но только там! По собственному желанию свернуть влево или вправо вы уже не можете. Я думаю, такой же статус должен быть и у западного берега озера Тургояк - мы должны сохранить его для будущих поколений. Между последними базами на севере и юге сейчас нет асфальтированной дороги, и её там и не должно быть: мы не должны сделать "кольцевую" вокруг озера!
Вернуться к "Истоку"
Среди предлагаемых экологами шагов есть такой пункт - восстановление реки Исток и гидротехнического сооружения. Этот пункт горячо поддерживает Александр Борисович. Заново обустроить русло - дело непростое, причём трудности здесь лежат не только в чисто практической плоскости, но и в юридической.
- Чтобы восстановить речку-слив, её нужно хотя бы поставить на кадастровый учёт. Её сегодня нет на публичной кадастровой карте, то есть эта речка должна возникнуть как федеральная собственность, и у неё должно быть обозначено русло, а по обе стороны от него - образоваться пятиметровая прибрежная защитная полоса, которая никому не может принадлежать. Сейчас, если мы откроем публичный кадастровый план, то увидим, что ниже плотины речка никак не выделена, а по обе стороны от неё - собственники. Эта земля "присоединилась" к участкам жителей в те времена, когда озеро сильно обмелело.
Моя мама родилась в Тургояке, она 1945 года рождения, и она вспоминает, что, когда ей было 6-7 лет, детьми они не купались в самом озере - они купались в этой речке, чуть пониже церкви, и это была чистая тургоякская вода, с мелкими камешками и песочком на дне. В 60-70-е годы озеро уходило с каждым годом. Я и сам там купался в детстве, а в студенческие годы уже мог перейти эту речку, не снимая сапог. В 70-х годах, когда бабушка приезжала на озеро и видела, что с ним происходит, у неё слёзы текли. К 80-м годам речки не стало совсем. В засушливые годы Тургояк потерял очень много воды за счёт откачки, и вместо речки продолжили трубу. Изначально она находилась в воде, но со временем оказалась намного выше: на ней сидели, сушили вещи после купания... Соответственно, и вода по этой трубе не бежала ни в 70-е, ни в 80-е, ни в 90-е. Когда возникла частная собственность на землю, место, где была речка, поделили и оформили.
Вода снова побежала и начала топить местность к концу 2000-х, когда Тургояк начал переполняться, но к этому времени кадастровые работы уже прошли. Был большой скандал. Бизнес просил дать дорогу воде и позволить ей стечь, но на это никто не пошёл: ведь вернуть воду в русло значило бы затопить огороды и погреба людей. Восстановить русло нужно обязательно - либо добровольно, либо через суд забрать эти пять метров по той простой причине, что ручьи, реки и озёра не могли подлежать приватизации. А унитарное предприятие - взять к себе на баланс и обслуживать вместе с сооружением, которое будет открывать и закрывать сток.
И это очень важно! Потому что за счёт чего Тургояк остаётся чистым?
Если мы нальём ванну воды и оставим, то вода через некоторое время испортится. Но если вода будет постоянно понемногу прибывать и потихоньку течь в боковой слив, то ванна останется чистой. По этому принципу работают бассейны. Так и с озером: если сосна цветёт, пыльца опадает на его поверхность и стекает через верх вместе с излишком воды. Что сделали люди? Перекрыли сток воды из озера, и она начала тухнуть.
Да ещё и выгребные ямы создавать разрешили. А ведь если посмотреть, как выглядит почва - это слой дресвы, примерно полметра, и потом идёт белый песок. Получается, что вода через дресву уходит в песок и возвращается в озеро через родники, тем самым проходя через природный песчаный фильтр. Это, кстати, ещё одна причина, по которой парковки должны быть только асфальтированными. По этой же причине нельзя рубить лес неподалёку от озера: чем больше мы вырубим леса, тем грязнее станет вода.
И Миассу на пользу
Хорошо, скажет внимательный читатель, предположим, ограничения введены, количество отдыхающих на единицу площади соблюдается, свободный въезд закрыт. А что прикажете делать, если все номера на всех базах отдыха заняты, а на парковках нет свободных мест? Как ни удивительно, но в этой ситуации можно усмотреть свои плюсы. Жёсткие нормативы, напротив, могут последовательно подтолкнуть к развитию и другие части города.
- Если первая линия не сможет вместить всех желающих, начнут последовательно развиваться вторая, третья линии, - уверен Александр Хазимов. - Так, деревенская часть посёлка Тургояк станет прирастать туристическими объектами, развиваться как "гостиная деревня".
Хорошим примером может служить город Плёс: там все дома объявили объектами культурного наследия. Внутри хозяева могут делать что пожелают, но снаружи обязаны сохранять исторический облик. И, когда идёшь по улочке, кажется, что ты находишься в деревушке XIX века. В посёлке Тургояк момент для этого, конечно, упущен, но можно сделать так, чтобы в посёлке было больше объектов для туристов.
Следующим этапом на эту орбиту подтянется и машгородок. Гостиница "Нептун", которая летом, скорее всего, принимает не так уж много постояльцев-гостей ГРЦ, может пригласить отдыхающих останавливаться у себя. Чтобы добраться до озера, к услугам туристов должны быть удобная пешеходная тропа, велосипедная дорожка, велосипеды, самокаты. Так, шаг за шагом, будет развиваться как туристический город и Миасс.
Отдых: "дикий" и "культурный"
Вероятно, не каждый житель Миасса встретит предложенные идеи с восторгом. Ещё вчера можно было приехать, притулиться у обочины, разместиться с палатками совершенно бесплатно, а сегодня чтобы добраться до озера, нужно покупать путёвку или платить за парковочное место, оставляя машину где-то на полпути к желанному берегу.
- Должна сформироваться определённая культура. Нужно, чтобы люди понимали, что эти деньги пойдут не в чей-то карман, а будут направлены на заботу об озере. Тот же вывоз мусора - дорогое удовольствие! Не все представляют, что вывоз одного кубометра стоит больше 6 тысяч рублей. "Фонград", где отдыхает порядка 130, максимум - 150 человек, только за июль вывез более 60 кубометров. Представим семью, которая приехала отдохнуть, встала с машинами и палатками чуть ли не в воде - вопрос, куда мусор выкидывать, их волнует меньше всего! Конечно, палаточный отдых - это тоже здорово, и нужно совместно с туроператорами организовывать такие заезды с проживанием. Но в первую очередь всё-таки надо думать о безопасности озера! Представим территорию, где самостоятельно отдыхает 150 человек с палатками: где брать финансирование, чтобы оставшийся после них мусор собрать и вывезти? Да, субботники организуются, но этого недостаточно! Моё мнение таково: владельцы парковок могли бы отчислять в Природный парк средства, чтобы территория вокруг приводилась в порядок.
Кто-то скажет: эти чиновники и бизнесмены придумали Природный парк, чтобы там что-то строить, да ещё и людей пускать не хотят! Но вернёмся к тому, с чего и начинали: жители Миасса уже сейчас не могут просто в любой момент свободно съездить на озеро. А ведь люди всё активнее путешествуют по России!
При этом для местных жителей эту инфраструктуру хорошо бы сделать максимально доступной. Подобным образом было организовано на Таганае: жителям Златоуста не нужно платить за вход в национальный парк, достаточно показать местную прописку. Для миасцев парковки могли бы быть если не бесплатными, то хотя бы по символической цене.
Куда мы движемся?
Экологическая ситуация настоятельно требует перемен в отношении людей к озеру Тургояк. И хотелось бы, конечно, чтобы это были перемены к лучшему. На сегодняшний день возле Тургояка возводятся новые рекреационные объекты. Появившиеся термальный комплекс и отели потребуют подключения к центральной канализации, а это значит, что и соседние базы, пока не имеющие доступа к таким благам цивилизации, смогут присоединиться к проведённым коммуникациям и снизить нагрузку на драгоценное уральское озеро.