Опубликовано: 23.08.2023 12:06 |
Юбилей города уже на подходе. Миасс готовится к нему серьёзно и основательно: наводит порядок в городе, благоустраивает общественные территории, заказывает сувенирную продукцию, проводит конкурсы, организует праздничные акции, даёт старт новым проектам.
И, как никогда раньше, растёт интерес горожан к прошлому Миасса. В общем и в целом все мы, так или иначе, знаем его, но в том-то и всё дело, что история становится близкой нам только тогда, когда удаётся найти какие-то конкретные, пусть и небольшие, факты из жизни города.
Старожилов, которые помнят местные события начала XX века, уже нет. Но как же хорошо, что некоторые из них оставили воспоминания.
…В 2005 году посчастливилось познакомиться с Анной Фёдоровной Полуэктовой. На тот момент ей исполнилось 100 лет, а поводом для встречи стала папка с фронтовыми письмами её мужа. Именно эти письма и стали тогда темой очерка.
И кто был мог подумать, что через двадцать лет состоится новая встреча - уже с родственниками Анны Фёдоровны, дома у которых хранится целый чемодан бабушкиных рассказов о своей жизни и жизни города.
До последних дней (а умерла она в 102 года) эта удивительная женщина - всего-то с двумя классами образования! - писала воспоминания В СТИХАХ!.. Писала обо всём: о людях, о борьбе белых и красных, о голодных годах и пожаре 1911 года, о миасских ярмарках и купцах, о детских играх и развлечениях, о Егоре Митрофановиче Симонове, о строительстве Александро-Невского собора, о народных празднествах, о свадебном миасском обычае. Конечно же, большая часть записей посвящена семье, родне и любимому мужу - тому самому, чьи письма она берегла пуще глаза и которому на всю жизнь сохранила верность.
Интересных мелочей на страницах, исписанных аккуратным почерком, - масса. Чтобы не утомлять читателя четверостишиями, постараемся изложить некоторые факты своими словами.
Вот, например, ярмарки, которые три-четыре раза в год устраивались в центре Миасского завода на Базарной площади (ныне площадь Труда). Анна Фёдоровна была в те годы ребёнком, но, может быть, оттого-то её впечатления от этого яркого, богатого ярмарочного действа так же ярки и богаты: "Музыки звуки, весёлой и разной, будто бы праздничный общий разгул, бряцанье телег, конное ржанье - всё слилось в оглушительный гул".
Около церкви (напомним, когда-то на площади высилась белокаменная Петропавловская церковь) ставились ярмарочные столики, на них икона и рядом - сладости и игрушки: крошечные коромыслица с такими же миниатюрными ведёрочками, куклы, лошадки, барашки, кукольная посуда (чайные чашечки и блюдца).
Внимание девочки привлекала витрина, где за стеклом сидела в гнезде белая уточка и держала в клюве зеленые листики. "Ах, какая большая и красивая игрушка!" - простодушно воскликнул ребёнок, на что стоявшая рядом женщина откликнулась, смеясь: "Это не игрушка, её можно кушать! Это сдобная булка, покрытая глазурью!". "И гнездо тоже?" - не поверила девочка. - "Да!"
В ларьках продавались банки с монпансье, лимонные и апельсиновые дольки, мятные лепёшки, вяленая дыня, заплетённая в косу, изюм, чернослив, орехи, крупные семечки, урюк. Ребятня, облизываясь, толпилась около пряников: белые ("будто из снега"); круглые розовые ("для украшения"); тёмные ржаные квадратной формы; длинные ("точно поленья, поленницей сложены, так и стоят").
Еле-еле оторвав взгляд от невероятной вкусноты, Анна с мамой отправлялись туда, где продавалась мануфактура (мануфактурой в просторечии назывались ткани). Наблюдала девочка: к прилавку подошла женщина, попросила отмерить на фартук "дешёвого ситцу аршинчика два". И тут же полетели на прилавок ситцы разных цветов и оттенков, сопровождаемые словами бойкого продавца: "Дешёвка! Восемь копеек аршин!" - "Куда же мне столько? - растерялась покупательница. - Мне надо немного. А тут всё красивое, не знаю, что взять". Покупка совершилась, а любопытная девчонка, рассматривая яркие тюки материи, вполуха слушала, как женщины называли ткани неизвестными ей словами: "кашемир", "букле", "гарус", "батист", "тик", "кастор" (плотная ворсованная шерстяная ткань с коротким сглаженным ворсом), "сура" (шёлк саржевого переплетения), "сарпинка" (лёгкая хлопчатобумажная ткань с полосатым или клетчатым рисунком).
(Продолжение следует…)