Опубликовано: 15.08.2023 15:58 |
Школьник Пётр Белоносов, в продолжение темы праздников, написал в рукописный журнал "Зорька" о тургоякских частушках, причём даже привёл примеры бытовавших в те годы в селе частушек:
"Хороша Советска власть -
нечего в квашню класть".
"Новый режим -
на печи без штанов лежим".
"Троцкий лыко дерёт,
лапти плетёт,
дезертиров обувает,
на фронт отправляет".
"Я на бочке сижу,
бочка вертится,
я у Ленина в гостях,
Троцкий сердится".
"Я на бочке сижу,
а под бочкой мышка,
когда белые придут,
коммунистам крышка".
"Едет Ленин на телеге,
а телега на боку,
- Ты куда поехал, Ленин?
- Регистрировать муку!"
"Я на бочке сижу, а под бочкой склянка,
мой муж коммунист, а я спекулянтка".
Припев ко всем частушкам одинаковый:
"Иха-иха-иха-ха!
Чем я, девушка, плоха?
У меня юбка новая,
сама я чернобровая".
У здешнего человека нет своих сказок, песен. Все они занесены кем-либо - солдатами либо приезжими волжанами и другими инородцами. Занесённые песни: "Волга-матушка", "По морям, по волнам", "Ванька-ключник" и другие".
А Миша Гусельцев обнародовал особенности тургоякских обрядов. Вот что написано им в "Зорьке" о сельских свадьбах: "Свадьбы сопровождаются всякими суеверными обычаями. Когда высватывают невесту, то в доме невесты начинается пропой. Родные жениха и невесты начинают пить самогон и петь безумные песни. До венчания не доходя день, девки с невестой ходят к жениху за веником для невесты в баню. Пьют чай и потом просят у матери жениха веник. Веник они просят для того, чтобы, когда идут домой, бить им жениха. Жених их бьёт метлой. Но всё-таки жених девок угоняет домой. Когда они придут в дом невесты, то невеста начинает расплетать косу и плакать, как будто волк воет. Невеста плачет и кричит: "Подымаются ручки белые на мою буйну головушку, расплети, родна маменька, косу трубчатую…" После этого девки и невеста начинают ужинать. За столом начинают опять петь, а невеста плакать и вопить: "Спасибо, родимый тятенька, за хлеб-соль великую. Ваша хлеб-соль великая в устах застоялася…" В который день венчать, с обеда родные невесты собираются к ней готовить приданое. Когда все приготовят, то родные жениха едут за приданым, везут его жениху и стараются вывесить так, чтобы все видели. Потом жених и его родные едут к невесте. Там их начинают благословлять. В это время девки поют: "Маменька ты моя, в дороженьке пыльно, маманька, кони разыгралися…" Они этим хотят сказать, что нельзя ли ещё оставить невесту дома на денёк. Пока девки поют, невеста вопит: "Благослови, родимый тятенька с родимой маменькой, во церковь матушку великую.." После благословения жениха с невестой везут в церковь. Едут все родные, но они в церковь не заходят, только заходят сёстры невесты. Когда обвенчают, то все родные едут к жениху, начинают пить самогон. Так этот день кончается. На второй день утром рано собираются сёстры невесты, обряжаются в цыганскую одежду и гуляют. В обед ставят под окном жениха стол и стулья и едут на невестиными отцом и матерью. Когда привезут, то отец и мать садятся за стол, жених и невеста с ними, остальные все смотрят. Когда жениху подадут самогон, то он выпьет, а стакан бросит на пол. Остальные начинают плясать. Отца и мать прямо на стульях уносят в избу. Там пьют самогон до вечера и расходятся. На третий день опять собираются к жениху. Мужики несут деньги и, когда все соберутся, бросают деньги на пол. Невеста их собирает и берёт себе. Некоторые мужики деньги лепят на потолок, жених невесту поднимает, и она оттуда берёт. Вот этим и кончается свадьба".
(Продолжение следует...)