Опубликовано: 28.03.2023 08:02 |
Что изменилось за год в мире интеллектуальной собственности и станет ли проще российским компаниям развиваться на внутреннем рынке из-за ухода зарубежных брендов? Это вопрос, которым задаются многие предприниматели, да и обыватели в том числе. И если бизнесменов интересует будущее (желательно - радостное и безоблачное) своих предприятий, то потребителям интересны более "приземлённые" вещи: какие товары придут взамен исчезнувшим. Эту тему мы обсудили с экспертом в сфере интеллектуальной собственности, управляющим партнёром юридической компании "Гаврюшкин и партнёры" Сергеем Гаврюшкиным.
Трагедии не произошло
"Прежде всего хочу отметить, что трагедии, которую нам обещал устроить Запад своими санкциями и уходом известных брендов, к счастью, не произошло. Доля зарубежных компаний, которые покинули, в полном смысле этого слова, российский рынок, на самом деле не так велика, как кажется. Часть зарубежных компаний, особенно тех, которые имели на территории РФ не только торговые сети, но и производство, продали свои активы российским владельцам, которые смогли перезапустить производство. А некоторые компании, как утверждают аналитики, официально якобы прекратили деятельность в нашей стране, но на самом деле продолжают работать через посредников. Простой пример. Всем нам хорошо известная Coca-Cola покинула российский рынок, но её напиток продаётся под брендом "Добрый кола". Да, бренд Coca-Cola был максимально узнаваем, но и сейчас раскрутка новой "марки" не началась с нуля, получается, что продажи строятся на известности существовавшего ранее местного бренда сока "Добрый", - говорит Сергей Гаврюшкин.
По словам юриста, без сложностей на начальном этапе "перестройки", конечно, не обошлось. Россияне явно переживали из-за того, что в аптеках пропали некоторые медикаменты, кто-то беспокоился, что скоро без товара останутся магазины бытовой техники, предприниматели ощутили на себе проблемы с зарубежными поставками сырья, комплектующих и прочего. "Тем не менее России удалось в сжатые сроки нарастить товарооборот с дружественными странами, в частности, с Китаем, Индией, Турцией. Плюсом к этому был узаконен параллельный импорт. Кроме того, в том, что коллапса не произошло, большая заслуга и российских производителей, которые оказались готовы занять нишу иностранных брендов, покинувших наш рынок", - поясняет Сергей Гаврюшкин.
В некоторых отраслях производства российские производители сумели весьма успешно воспользоваться новыми реалиями. Например, в фармацевтике, полиграфии, металлообработке, агропромышленности эксперты отмечают хороший и, главное, стабильный рост. Безусловно, российский бизнес столкнулся с довольно серьёзными вызовами и преодолевать их придётся не один год, но в целом ситуация не критическая.
"Важно и то, что активную поддержку бизнесу оказывает и государство. Крупнейшие предприятия, нацеленные на импортозамещение, имеют свои преференции. В этом же году правительство планирует делать основную ставку на частную предпринимательскую инициативу, об этом заявил министр экономического развития РФ Максим Решетников. Да и из послания Президента РФ понятно, что в нашей стране продолжит развиваться открытая рыночная экономика, и у нас осталось достаточно партнёров в мире", - говорит Сергей Гаврюшкин.
Безусловно, есть сферы, которые пережили все эти трансформации более тяжело и болезненно. Например, рынок высоких технологий и IT-бизнес. Но Россия адаптировалась и здесь, перестроив логистику и узаконив параллельный импорт.
Обратно в прошлое?
Оказали влияние события последнего года и на вопросы интеллектуальной собственности. Так, к примеру, из-за очередных ограничений, компании РФ больше не могут обратиться в зарубежные юридические фирмы за помощью. А это может усложнить регулирование вопросов исключительного права в других странах. Кстати, Россия также подготовила свой "сюрприз" для иностранных правообладателей: согласно постановлению Правительства № 299, размер компенсации правообладателям из недружественных стран (если объект интеллектуальной собственности использовали без согласия патентообладателя) составляет 0 процентов, то есть простыми словами - не выплачивается.
"Правда вопросы взаимодействия - это далеко не единственная сложность. Нельзя оставить без внимания тот факт, что нарушать права различных компаний стали, например, IT-гиганты. Это и блокировка ютуб-каналов, и удаление приложений из "мобильных магазинов", и прочее. То есть речь идёт уже о "самовольных санкциях" от крупнейших IT-предприятий, - говорит юрист Сергей Гаврюшкин. - Думаю, что это можно назвать ни чем иным, как злоупотреблением правом".
Отказываться от зарубежного контента российские пользователи, конечно, не будут. А значит, на сегодняшний день у россиян есть два варианта: пиратство либо создание аккаунта на зарубежных сервисах, используя банковские карты других стран. "Как думаете, какой вариант выберет простой обыватель? Конечно, первый. И это весьма печально, ведь у нас только-только начала формироваться культура права интеллектуальной собственности, только появилось уважение к объектам авторского права, пользователи стали пользоваться подписками… И тут снова получается откат на десятки лет назад - к пиратству?" - задаётся вопросом юрист Сергей Гаврюшкин.
Кстати, как рассказал Сергей Гаврюшкин, Россия предприняла попытку обойти эту "информационную темницу" на государственном уровне: летом прошлого года в Госдуму был внесён законопроект, допускающий использование принудительной лицензии на объекты авторских прав. Согласно предлагаемой инициативе, российские компании в судебном порядке могут получать недоступные лицензии на компьютерные программы, музыкальные и аудиовизуальные произведения правообладателей из недружественных стран. Это касается тех, кто отказывает российским контрагентам в прямой продаже.
"На эту тему было много споров и среди юристов, и среди бизнеса, - рассказывает Сергей Гаврюшкин. - Думаю, что законопроект оказался просто "сырой". Да, в теории он даёт возможность пользователю получить интересный для него контент, вне зависимости от санкций и прочих ограничений. Но лишь в теории! А как это реализовать на практике? Механизм использования ведь полностью отсутствует. Предположим, наш суд стукнул молоточком и решил - показ фильма разрешить. А дальше как быть? Где представитель кинорынка должен получить исходный материал? В суде? Ведь правообладатель его предоставлять всё равно не будет, чтобы мы тут с вами не решили и не придумали себе". Кстати, законопроект Госдумой не был принят.
Время для развития
Важно понимать, что как бы не складывались отношения с другими государствами, бизнес в России не стоит на месте, он живёт и развивается, а значит вопрос защиты своей интеллектуальной собственности не теряет актуальности. Кстати, согласно опубликованной Роспатентом информации, по итогам 2022 года снизилось количество заявок от иностранных компаний на регистрацию своих брендов, а вот среди российских предприятий, наоборот, отмечается рост. Косвенно это всё-таки может указывать на то, что российские производители занимают освободившуюся нишу.
"Я бы даже сказал, что на фоне всех происходящих событий - и в мире, и в рыночной экономике России, - интеллектуальная собственность не просто осталась актуальной, но и получила новый виток развития, причём довольно активный и стремительный. Получается, на сегодняшний день, с чем бы мы не столкнулись, всё буквально напрямую связанно с интеллектуальной собственностью", - подчеркивает юрист Сергей Гаврюшкин. В качестве примеров эксперт приводит и параллельный импорт, и продажу товаров на маркетплейсах (которая стала невозможной без товарного знака), и работу кинотеатров и стриминговых сервисов, и многое другое. "Поиск вариантов, как пользоваться чужой интеллектуальной собственностью, но при этом не допускать грубых нарушений исключительных и других смежных прав зарубежных правообладателей - этот процесс, безусловно, и приводит к развитию интеллектуальной собственности. Радует, что мы не опустились до средневековья, а наоборот, получается, только выиграли, потому как пошли цивилизованным путём и, как результат, стали бурно развиваться в этой сфере", - говорит юрист Сергей Гаврюшкин.
Важно, по мнению специалиста и то, что суды оказались не столь восприимчивы ко всем этим триггерам, как прогнозировали некоторые эксперты. По сути, в судебной практике мало что изменилось, поскольку Суд по интеллектуальным правам продолжает придерживаться позиций, установленных законодательно и принятых в обществе. "Нашумевшая история про "Свинку Пеппу", когда суд отказал иностранной компании в иске по защите авторских прав, ссылаясь на недружественное происхождение компании, не стала "примером для подражания" и не получила распростанения. Более того, уже в апелляции это решение Арбитражного суда Кировской области было отменено, - рассказывает юрист Сергей Гаврюшкин. - То есть наши суды, как и прежде, выносят решения и в пользу зарубежных правообладателей, в том числе и из недружественных стран".
Получается, что и судебная система, и госструктуры (тот же Роспатент, который продолжает регистрацию товарных знаков иностранных компаний) в вопросах интеллектуальной собственности не чинят препятствий по принципу "недружественности" и, как прежде, ориентируются на нормы Гражданского кодекса РФ.
"Сегодняшние реалии - это дополнительная возможность для отечественного производителя предлагать потребителям новые продукты, выводить их на рынок, регистрировать товарные знаки и прочее, то есть создавать что-то новое. Но надо понимать, что интеллектуальная собственность - это не просто про механическую работу, это ещё и про талант, новизну, авторский оригинальный подход, поэтому не думаю, что продвижение новых продуктов или конкуренция станет проще", - говорит юрист Сергей Гаврюшкин, акцентируя внимание на том, что для потребителя всё же важными остаются качество товара, его привлекательность.