Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru"

Новости Миасса. Версия для печати.
Опубликовано на сайте агентства новостей и информации "NewsMiass.ru".
Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=70599



"Не смотри на жизнь через щелочку!"
Легендарному миасскому педагогу Геннадию Лузину исполнилось 85 лет

Рубрика: Интервью
Опубликовано: 25.01.2023 15:16

"Не смотри на жизнь через щелочку!"

Заслуженный работник культуры РФ, преподаватель колледжа искусства и культуры по классу аккордеона Геннадий Лузин хорошо известен местным меломанам. Причём, в первую очередь, как педагог, воспитавший Сергея Лобкова, талантливейшего музыканта с мировым именем. Но в год, когда Геннадий Александрович перешагнул 85-летний рубеж, хотелось бы поговорить не столько о его учениках, которых было немало, сколько о нём самом.

- Кто бы мог подумать, что я займусь музыкой? - начал свой рассказ Геннадий Лузин. - Дед мой и отец были печниками. Но оба прекрасно пели! Впрочем, раньше пели все. Пока шла война, мы с братом Юркой взяли на себя мужские обязанности по дому, потому что отец воевал, а дед работал. В 1945 году, когда я пошёл в школу, на базаре стихийно возник эдакий "уголок", где музыканты-самоучки по субботам играли на трофейных музыкальных инструментах. И я там частенько прямо-таки замирал от звуков невероятной красоты. Отец купил Юрке маленький аккордеончик, но брат увлёкся спортом, музыку забросил, зато мои руки так и тянулись к кнопкам и клавишам. И папа отвёл меня к Павлу Александровичу Зайцеву…

Занятия с педагогом не помешали мальчишке так же, как и раньше, бегать на базар, жадно вслушиваться в мелодии и пытаться потом воспроизвести их на своём инструменте.

Способности мальчугана помогли ему заработать первые деньги. В дни выборов к дому подъезжала лошадь, 12-летнего музыканта вместе с завёрнутым в тулуп аккордеоном сажали в сани и везли на избирательный пункт. Народ радовался музыке, тут же начинал петь и плясать - только успевай, наяривай!..

После восьмого класса паренёк окончил ремесленное училище по специальности "наладчик токарных автоматов", отработал два года в цехе "мотор-2" и ушёл в армию. Семь суток в теплушке, и вот, наконец, Владивосток, Камчатская флотилия, курс молодого бойца.

- Выстроили нас на плацу, - продолжает Лузин. - "Музыканты, спортсмены - шаг вперед!" Шагнул. "На чём играешь?" - "На аккордеоне!" - "Бери большой барабан и барабань!" Я, конечно, не был барабанщиком, но ритм выбивать мог, потому что до армии играл в клубе Силкина вместе с Германом Селезнёвым, Юрием Поповым. Вот так и барабанил. Одновременно учился в школе связистов, ждал допуска. Допуск на меня не пришёл, и попал я вместо военного объекта в Петропавловск-Камчатский, в часть телефонной связи.

Армейская служба неожиданно тесно переплелась с музыкой: свободное время уралец-связист проводил в матросском клубе, а потом был переведён туда мастером по ремонту музыкальных инструментов. Занимался в самодеятельности, организовал вокальный ансамбль, обучал детишек игре на аккордеоне, играл на новогодних утренниках. И нутром чуял, что способности - это хорошо, но пора уже серьёзно заняться собственным музыкальным образованием.

После демобилизации Геннадий купил себе итальянский аккордеон, окончил курсы сельских баянистов, поступил в Омское музучилище на заочное отделение, а потом и совсем

перебрался туда жить. Общение с великолепными музыкантами, возможность работать в профессиональном оркестре и филармонии, совмещая работу с учёбой, делали жизнь молодого человека насыщенной и разнообразной.

А через два года всё снова круто изменилось. Супруги Лопатко открыли музыкальную школу в машгородке, пригласили Лузина - и тот с радостью вернулся домой, с головой окунулся в педагогическую деятельность, а заодно организовал эстрадный оркестр в "Востоке", которым успешно руководил.

- Однажды к нам на выпускной экзамен приехал Иван Андреевич Рослый, - вспоминает Геннадий Александрович. - Послушал, как играют мои ученики (выпуск был сильный - Саша Горный, Ангелина Ильина, Валя Кузнецова), и предложил место преподавателя в училище. В то время профессиональных аккордеонистов не готовил никто, мы были первые. Я, конечно же, согласился. Между делом, и сам окончил Курганское училище, а потом Уфимскую …. академию.

Геннадию Александровичу можно позавидовать. Среди его друзей - выдающиеся музыканты современности: аккордеонист, народный артист России, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных Юрий Дранга; заслуженный деятель искусств РФ, создатель единой системы органно-фортепианных клавиатур аккордеона Николай Кравцов; джазовые дирижёры, композиторы, пианисты, аранжировщики, народные артисты РФ Анатолий Кролл и Фридрих Липс; аккордеонист, народный артист РФ Валерий Ковтун и многие, многие другие.

С одними Лузин познакомился во время их гастролей в Миассе, с другими подружился на конкурсах, где часто бывал в качестве члена жюри, а некоторые узнавали его как наставника талантливых музыкантов "из глубинки".

- Геннадий Александрович, вы, наверное, тоже могли бы сделать исполнительскую карьеру. Но посвятили себя педагогике. Не жалеете?

- Надо отдавать то, что ты можешь. С 1978 года постоянно работаю на областных конкурсах, вижу работу педагогов и не устаю повторять: есть три заповеди успеха - посадка, постановка инструмента и постановка руки. Без этого не состоится музыкант.

- У всех на слуху имя Сергея Лобкова, но ведь он был у вас не один. Сколько "звёздочек" вы воспитали?

- За сорок с лишним лет наберётся, пожалуй, целый "десант" - человек 20 крепких, ярких, самобытных исполнителей. Всех помню, все судьбы отслеживаю. Назову, пожалуй, самых ярких. Вот, например, Виталий Барковец: самородок чистейшей воды, которого музыка наставила на путь истинный. Ещё?.. Пожалуйста! Олег Бочкарёв, Саша Михайлов, Саша Антипов, Слава Макаренко, Сергей Лемешко, Олег Шептицкий, Слава Кулешов, Денис Зуев, Владислав Завьялов, Роман Фурсов, Олеся Страшнова, Денис Демченко, Павел Волков, Екатерина Пешкова, Анна Беляева… Да многих могу назвать.

- В чём секрет успешности исполнителя? Что важнее - мастерство педагога, природные способности ученика или его огромное желание достичь успеха?..

- Думаю, что тут важно всё перечисленное плюс материальные возможности, потому что хороший инструмент стоит дорого. И ещё я иногда говорю ребятам: "Не смотри на жизнь через щелочку! Открой дверь и войди в искусство с открытой душой!"


"Не смотри на жизнь через щелочку!"

"Не смотри на жизнь через щелочку!"

"Не смотри на жизнь через щелочку!"

"Не смотри на жизнь через щелочку!"

"Не смотри на жизнь через щелочку!"

"Не смотри на жизнь через щелочку!"

"Не смотри на жизнь через щелочку!"



Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2023.
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А.
Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы.
Адрес электронной почты редакции: mail@newsmiass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+.
Яндекс.Метрика