Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru"

Новости Миасса. Версия для печати.
Опубликовано на сайте агентства новостей и информации "NewsMiass.ru".
Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=65723



Как одна улица у другой название отобрала…
Некоторые улицы в центральной части Миасса неразрывно связаны с историей автозавода

Рубрика: История Миасса
Опубликовано: 08.12.2021 11:39

Как одна улица у другой название отобрала…

Начав тему миасских улиц, связанных с историей Уральского автозавода, с улицы имени Лихачёва, мы бы хотели упомянуть и несколько других, также имеющих отношение к предприятию-юбиляру. Переулок Моторный, улица Инструментальщиков, улица Колесова - знакомые названия, объяснять которые нет необходимости.

А сейчас - загадка. Какая улица, прежде чем обрести своё нынешнее название, именовалась Автозаводской?.. Правильно, вы угадали - это улица 8 Июля. С западной стороны её проходила железнодорожная ветка, соединяющая стройплощадку автомоторного завода со станцией Миасс. В 1941 году она была заполнена вагонами с оборудованием и деталями незавершённого производства, эвакуированными с ЗиСа.

В 1942 году по ней в "час пик" стал курсировать мотовоз, перевозивший рабочих от завода к станции и обратно. Именно на этой ветке через два года произошла катастрофа, унёсшая многие жизни: столкнулись два состава, один из которых вёз рабочих со смены, а другой торопился доставить в завод уголь…

В 1946 году на будущей улице были выкопаны фундаменты под первые шлакоблочные дома. И одновременно строились несколько двухэтажных домов, по 16 квартир в каждом. Дома снабжались теплом от местных котельных, имели централизованное водоснабжение и канализацию. Улица тянулась поначалу от завода до нынешней улицы Ферсмана. Дорога была выложена камнем, а по другую сторону дороги находились погреба и сараи жильцов района. Ещё дальше начинался пустырь, на котором резвились ребятишки, а взрослые, закончив домашние дела, летними вечерами играли в волейбол.

В 1961 году, после XXII съезда КПСС, на котором было принято решение о выносе тела Сталина из Мавзолея и переименовании Сталинграда в Волгоград, почти все памятники вождю были демонтированы, а улицы - переименованы. Процесс этот коснулся и Миасса. Проспект Сталина "отобрал" имя у Автозаводской улицы, которую назвали в честь пуска первого уральского автомобиля улицей 8 Июля.

И выходит, что нынешний декабрь для проспекта (как и для улицы 8 Июля) - юбилейный. Хотя, конечно, история его началась гораздо раньше...

Почётный гражданин Миасса, хозяйственный и общественный деятель, краевед Пётр Алексеевич Кузин, прибывший на строительство автозавода в сентябре 1943 года, рассказывал: "Нас никто не встречал, и от вокзала до строящегося автозавода мы со старшим прорабом шагали пешком по рельсам. Дорога шла по перелескам, а в просветах с обеих сторон виднелись горы. Наконец добрались до места. Впереди были корпуса и дымящиеся трубы автозавода. Справа от железной дороги стояло несколько двухэтажных деревянных домов и бараков каркасного типа, в одном из которых находилось управление строительством ОСМУ-4".

Педагог Анна Сергеевна Гладкова вспоминала, как в первой половине 40-х годов шли по улицам множество грузовых автомобилей, самосвалов, лесовозов, тяжело нагруженных камнем, песком, блоками, брёвнами. И вскоре появились, кроме "ульяновских" двухэтажек и директорского коттеджа, два первых трёхэтажных дома, в котором поселились руководители завода и строительства. К слову, эти дома - № 11 и № 12 - в народе в шутку называли не иначе как "дворянское гнездо" и "дом подхалимов".

По будущему проспекту была проложена узкоколейная железная дорога протяжённостью 8,5 км, по которой возили стройматериалы на 12-тонных четырехосных вагонах, ведомых паровозиками-"кукушками", полученными в счет репараций из Германии. Из бутового камня, доставленного по узкоколейке, мостовщики заложили булыжную шоссейную дорогу от завода до станции Миасс.

"Неузнаваемо изменился за последние годы облик Октябрьского посёлка, - писала местная газета в 1951 году. - Его гордостью и украшением стали новые корпуса многоэтажных, архитектурно оформленных домов, 4-этажная школа, кинотеатр. Семь лет назад в посёлке было 24 жилых коммунальных здания, небольшая баня, ясли, одна школа, один клуб, два магазина. За последние три года автозаводцы получили две школы, кинотеатр на 310 мест, поликлинику, больницу, Дом техники, Дом пионеров, 15 магазинов, стадион. За два года посажено свыше десяти тысяч саженцев. Сейчас оформляется центральная аллея…".

Вообще проспекту Сталина корреспонденты городской газеты всегда уделяли особое внимание, детально описывая происходящие на нём изменения.

"Октябрьский посёлок, - писали в 1952 году. - Отсюда прямой линий идет асфальтированное шоссе к воротам завода. В сторону вокзала строители продолжают дальнейшую застройку проспекта. Возводится огромное здание геологоразведочного техникума, закладываются фундаменты домов. Проспект растёт, хорошеет и от рассвета до глубокой ночи живёт полнокровной кипучей жизнью. На проспекте расположена заводская библиотека, школы № 17 и 27. В доме № 20 - детская музыкальная школа".

В 1955 году на первом этаже дома № 36 открылся новый гастроном, в котором стены были украшены лепными карнизами, пол устлан метлахской плиткой, а с потолка свисали художественные люстры. Заложили фундаменты под гостиницу и Дом культуры.

1956 год.

В канун октябрьских праздников госкомиссия приняла здание учебного корпуса Миасского геологоразведочного техникума.

1957 год.

В доме № 19 открылся Дом техники (зал для заседания, два выставочных зала, техническая библиотека) с мягкой мебелью, люстрами, картинами.

Сдали общежитие МГРТ. Аллея на проспекте украсилась гипсовыми вазонами с цветами, подросли высаженные там деревья.

1958 год.

Впервые в Миассе прошли две первомайских демонстрации - в старгороде и посёлке Октябрьском. Раньше они проходили только на площади Труда.

1959 год.

Администрация Миасса переехала в центральную часть города. Вступил в строй крупнейший на тот момент гастроном на проспекте Сталина: 11 отделов, множество люстр. Открылась гостиница.

"Центр Миасса неуклонно перемещается в Октябрьский посёлок, - констатировали журналисты, - i<и недалеко то время, когда слово "посёлок" забудется. Город - вот имя, достойное нового Миасса".

1960 год:

Демонстраций (1 мая и 7 ноября) снова прошло две. После долгого перерыва возобновились работы на строительстве ДК. 22 апреля из ворот завода по проспекту Сталина впервые вышла автоколонна "Миасский пионер" - первые десять машин из тех ста, что будут сделаны из металлолома, собранного миасскими школьниками.

В следующем, 1961 году произошло переименование проспекта, которому предшествовало решение исполкома Миасского горсовета (датировано ноябрём 1961 года, число не указано): "Рассмотрев просьбу трудящихся автозавода о переименовании проспекта имени Сталина, исполком решает: удовлетворить просьбу трудящихся автозавода, присвоив проспекту название "Автозаводцев", а улице Автозаводской присвоить название "8 Июля" в честь пуска автозавода".

Демонстрации навсегда покинули старгород и окончательно "переехали" в центр. Сюда же насовсем перебралась и легкоатлетическая эстафета на приз газеты "Миасский рабочий".

…С новым именем проспект продолжал жить такой же полнокровной жизнью.

Кинозалы в кинотеатре "Урал" и ДК автозаводцев стали широкоэкранными. В 1965 году был сдан в эксплуатацию Дворец культуры. Два года спустя открылся мемориал "Скорбящая мать", а вскоре и универмаг "Миасс". По проспекту курсировали многоместные, комфортабельные автобусы "Икарус". На доме № 42 появилась мемориальная доска памяти писателя Владислава Гравишкиса...

В 1970 году издательство "Советская Россия" выпустило комплект цветных открыток с видами Миасса, среди которых были проспект Автозаводцев и ДК автомобилестроителей.

Со временем главная магистраль лишилась любимой горожанами тополиной аллеи, зато миасцы обрели новый, современный вид транспорта - троллейбус.

Аллею, безусловно, жаль, хотя, возможно, уже совсем скоро на том месте, где она когда-то была, зазеленеют деревья и кустарники, высаженные нынешним летом.

И всё равно: наш проспект по-прежнему отличается неповторимой красотой, с которой не идут в сравнение современные здания. Может быть, это потому, что дома неповторяющейся архитектуры несут на себе печать времени?..


Как одна улица у другой название отобрала…

Как одна улица у другой название отобрала…

Как одна улица у другой название отобрала…

Как одна улица у другой название отобрала…

Как одна улица у другой название отобрала…

Как одна улица у другой название отобрала…



1. С
08.12.21 в 12:06   IP: 31.40.126.188
Голосов: +5 / -0
Вероятно речь идет о 5-ом гастрономе: "В 1955 году на первом этаже дома № 36 открылся новый гастроном" и расположился он в доме №39, а не 36?
2. СемЁн
08.12.21 в 12:21   IP: 91.205.25.96
Голосов: +26 / -3
Такие строительные объемы могла освоить только великая страна, оставшаяся в прошлом... Сейчас на меня нападут: "да ты (когда чувствуют шаткость своей позиции, начинают тыкать и писать грубые вещи) - да ты, ничего не понимаешь - ты не жил в совдепии, там был жуткий Сталин", и пр. Тем не менее, мы проедаем то, и живем во многом благодаря тому, что еще осталось от задела Советского Союза.
3. 1
08.12.21 в 12:42   IP: 176.56.5.103
Голосов: +5 / -0
Очень интересная статья, прочитал с удовольствием. СемЁн согласен полностью. Строительство, которое как бы и должно всегда быть, не влияя на ВВП
особенно про преображение
"Семь лет назад в посёлке было 24 жилых коммунальных здания, небольшая баня, ясли, одна школа, один клуб, два магазина. За последние три года автозаводцы получили две школы, кинотеатр на 310 мест, поликлинику, больницу, Дом техники, Дом пионеров, 15 магазинов, стадион. За два года посажено свыше десяти тысяч саженцев. Сейчас оформляется центральная аллея…".
4. о времена
08.12.21 в 16:34   IP: 176.59.209.126
Голосов: +6 / -0
"по просьбам трудящихся"))) Сейчас толи трудящихся не стало, толи не просят ничего.
Конечно людьми заниматься надо. Инфраструктура современная, качество жизни. А не удивляться "чего не рожают?".
5. 456
08.12.21 в 16:39   IP: 176.59.196.77
Голосов: +6 / -0
о времена, так себе аргумент. Чем выше качество жизни, тем меньше рожают. Сейчас лидеры по количеству детей страны Африки. Похоже там инфраструктура бъет рекорды, а качество жизни зашкаливает.
6. гость
08.12.21 в 16:52   IP: 31.40.126.253
Голосов: +2 / -17
СемЁн, вообще то совков спасла большая нефть Самотлора, иначе мордор завалился бы к 70-ым.
7. о времена
08.12.21 в 18:44   IP: 176.59.215.37
Голосов: +6 / -5
456, не совсем корректно сравнивать, переменных много. Качество или количество? Личность ещё сформировать работа большая, долгий, кропотливый труд. Это сложнее когда над головой ржавые трубы и грязные ямы под ногами. Это так.
В Африке проще. Всё само растёт, климат. Примитивное хозяйство, из техники пожалуй не малая часть населения в совершенстве владеет АК-74. Да их много, но делать ничего не хотят, не приучены. Ждут белых, богатых чудаков, которые привезут деньги. Просто потому что они нищие. При этом даже навести элементарный порядок, хотя бы какое то подобие сервиса, желания нет.
8. 456
08.12.21 в 18:53   IP: 176.59.196.6
Голосов: +3 / -0
о времена, в Европе все трубы над головой в позолоте и ям якобы не существуют, а личности воспитанные кропотливым высокооплачиваемым трудом все равно не хотят размножаться категорически. Даже мы на их фоне в плюсе. Но у вас никакого диссонанса это не вызывает. Сейчас вы объясните, что все равно там лучше чем здесь...
9. Макиавелли
08.12.21 в 21:09   IP: 77.222.106.15
Голосов: +1 / -0
456, Тут кто-то критиковал Гумилева, а я все-таки скажу Вам - в Европе сейчас гомеостаз, вот поэтому и не размножаются. Гомеостаз - это не то, что многие тут могли подумать, а конечный этап развития этноса (в данном случае суперэтноса). Дальше - или пропадут, иди начнется подъем. Опять же Европа - очень неоднородная.
10. Макиавелли
08.12.21 в 21:12   IP: 77.222.106.15
Голосов: +1 / -0
гость, слишком упрощаете, но Вы предсказуемы. А что спасло в 70-е Запад?
11. Макабра
09.12.21 в 14:34   IP: 5.79.136.195
Голосов: +3 / -3
Макиавелли, это я критиковала. Только не Гумилева, а Ваш взгляд на его работы. Какой бред вы тут несете и минусуете единственного адекватного комментатора!
12. гость
09.12.21 в 20:44   IP: 31.40.126.26
Голосов: +1 / -3
Макиавелли, вы правы и я погорячился. Совок ничто не смогло спасти.
13. СмеЁн
10.12.21 в 12:37   IP: 91.205.25.96
Голосов: +6 / -0
гость, интересно, когда Вам надо ответить на вопрос - "место рождения?", Вы в ответ густо краснеете и говорите тихим голосом: "МОРОДОР"?
14. хм
10.12.21 в 13:11   IP: 188.17.99.252
Голосов: +3 / -4
СмеЁн,
Меня удивляет и поражает как так???
Все достижения "совка"...продали, если откровенно!
А сейчас пытаются перетащить все минусы тогдашнего уклада на сегодняшнии реалии.???
15. гость
10.12.21 в 18:17   IP: 31.40.126.131
Голосов: +0 / -6
СмеЁн, так мне краснеть не за что. А вспоминается один, довольно известный, который все совал в нос каждому встречному и остервенело предлагал позавидовать, в итоге застрелился бедолага.
16. Наталья
22.12.21 в 18:43   IP: 77.222.109.1
Голосов: +0 / -0
Господа! Я хотела бы спросить, почему ИНТЕРСВЯЗЬ упорно
именует проспект Автозаводцев улицей? Может, его переименовали официально, а я не в курсе?. Но меня, если честно, напрягает, что в нашем городе, по мнению той же ИНТЕРСВЯЗИ, нет ни одного проспекта, когда их ТРИ!!


Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2023.
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А.
Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы.
Адрес электронной почты редакции: mail@newsmiass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+.
Яндекс.Метрика