Опубликовано: 17.11.2021 14:34 |
Основными экспортными рынками для автозавода являются страны Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Лаос) и страны Африки (Эфиопия, Ангола, Египет). За первое полугодие 2021 года в страны дальнего зарубежья автозавод поставил на 44% автомобилей меньше, чем за аналогичный период 2020 года. Связано это, прежде всего, с перераспределением подписанных контрактов. Большинство поставок автомобильной техники запланировано на второе полугодие 2021 года.
В настоящее время вести экспортную деятельность в странах дальнего зарубежья становится все труднее, обостряется конкуренция, выстраиваются торговые и финансовые барьеры. Например, в этом году произошло резкое подорожание цен на металлопрокат, что повлияло на увеличение себестоимости продукции АЗ "Урал". При сохранении экспортных цен прибыль предприятия значительно уменьшается, а при их повышении - резко снижается конкурентоспособность продукции. В этой ситуации Правительство РФ предприняло правильные и решительные шаги, введя экспортные пошлины на металл, тем самым остановили рост цен.
Свои трудности доставляют и международные санкции, под которые попадают как отдельные предприятия, так и целые государства. Так некоторые крупные перевозчики отказывались транспортировать автотехнику, ссылаясь на введенные ограничения.
Из-за пандемии коронавируса продолжается и локдаун. Во многих странах произошло перераспределение бюджета на другие задачи. Отменяются многие запланированные закупки, в том числе и нашей продукции. Также оказались разрушенными многие логистические цепочки. Например, из-за закрытия ряда портов в Китае увеличивается стоимости и соответственно сроки доставки продукции.
В этих непростых условиях как никогда требуется поддержка государства и специальные программы по поддержке экспорта из России призваны обеспечить выполнение этих целей.
Автозавод "Урал" в последние годы участвует в таких программах по поддержке экспорта как:
- программа поддержки сертификации и омологации продукции;
- программа по поддержке транспортировки продукции;
- корпоративная программа повышения конкурентоспособности.
Естественно, основной эффект мер господдержки - это экономический эффект, который позволяет становиться конкурентоспособным на очень удаленных рынках.
Доля транспортной составляющей в конечной цене поставки иногда достигает 25-30%. Учитывая местные таможенные пошлины и налоги в стране инозаказчика мы имеем ситуацию, когда цена на автомобиль "Урал" не может конкурировать с ценой аналогичной продукции местных производителей или ценой продукции стран, географически расположенных ближе к стране поставки. Имея же в своем арсенале такой инструмент, как субсидию на транспортировку, которая составляет на сегодняшний день до 80% от стоимости доставки, мы можем себе позволить удерживать конкурентоспособную цену, которая устроит местного покупателя и не приведет к убыточности сделки для завода. Гибкость в вопросах ценообразования - основное достоинство субсидии на логистику экспорта.
Кроме транспортной субсидии АО "АЗ Урал" участвует в программе по субсидированию затрат на омологацию продукции. Каждая страна - потребитель автомобильной техники имеет свое собственное законодательство и требования к импортируемой продукции и осуществляя поставки в разные страны, выходя на новые рынки приходится изучать эти требования для понимания возможности поставки и необходимых изменениях в автомобиле, которые нужно обеспечить для продажи машин в каждую конкретную страну.
Самый яркий и доступный пример подобных требований - это страны с левосторонним движением. Здесь для поставки требуется автомобиль с правосторонним рулевым управлением. Принимая во внимания, что семейство автомобилей "Урал" начитывает несколько десятков различных модификаций и создание для каждой модификации исполнения с правосторонним рулевым управлением требует временных затрат, привлечение трудовых ресурсов для проведения опытно-конструкторских работ и испытаний. И субсидирование затрат частично решает проблемы обеспечения этих работ для расширения наших возможностей на зарубежных рынках.
Также Правительство Челябинской области привлекает промышленные предприятия Южного Урала к реализации корпоративных программ повышения конкурентоспособности (КППК), чтобы обеспечить им доступ к льготному кредитованию. Помощь заключается в получении субсидий на транспортные перевозки, организации совместно с РЭЦ обучения начинающих экспортеров, сопровождения экспортных контрактов от идеи до выхода на новый рынок, поддержка экспорта услуг.
Автомобильный завод "Урал" стал одним из четырёх предприятий Челябинской области, заключившим с Минпромторгом России соглашение о реализации КППК. Главная цель - увеличить объемы экспорта седельных тягачей, специальных пассажирских транспортных средств, шасси, грузовиков и самосвалов в страны СНГ и дальнего зарубежья.
В 2021 году автозавод "Урал" поставит в страны Дальнего Зарубежья порядка 1450 автомобилей, на 2022 год запланировано увеличение количества автомобилей на 10%. Предприятие планирует и расширение географии продаж, а также выход на другие экспортные рынки. В ближайшем будущем рассматривается сотрудничество с некоторыми латиноамериканскими государствами и увеличение поставок автотехники в Южно-Африканскую республику.