Опубликовано: 24.09.2021 11:01 |
По инициативе автозавода "Урал" продолжаем знакомить читателей с ветеранами предприятия, которое в нынешнем году отмечает свой восьмидесятилетний юбилей. За это время сменялись эпохи, и в каждой из них были свои достижения и свои трудности. Порой ценой неимоверных усилий достигались поставленные цели, особенно в военные и послевоенные годы, а также в годы перехода страны на рельсы рыночных отношений. Благодаря стойкости и целеустремленности людей автозавод развивается и сегодня.
Ярким примером трудолюбия и крепости семьи является Шакир Гарифулин. Много тяжёлых испытаний выпало на его долю. Он из многодетной крестьянской семьи, с малых лет познал, что такое тяжёлый труд. После призыва на службу в ряды Красной Армии воевал с басмачами в Туркестане. Вернувшись в родную деревню, что в Татарстане, женился. Возникла необходимость поехать в Москву на заработки.
Был истопником и кочегаром, чернорабочим, сапожником. Мыкался по съёмным квартирам и баракам, пока не устроился в 1937 году на Московский автомобильный завод формовщиком в литейный цех. К 1941 году уже был в числе высококлассных специалистов-формовщиков. С получением квартиры жизнь многодетной семьи стала налаживаться, но война изменила всё. Часть производства вместе со специалистами эвакуировали на Урал. Миасс встретил трескучими морозами и метелями, заснеженными улицами. Подселяли прибывших москвичей к местным жителям, в частные дома. Корпуса завода по изготовлению моторов ещё не были достроены, велась разгрузка вагонов с прибывшим оборудованием.
Схватка с врагом шла не только на передовой, но и в тылу - у станков и плавильных печей. В годы войны Гарифулин проявил себя как опытный формовщик. Систематически перевыполнял норму государственных программ. Продемонстрировал незаурядные рационализаторские способности. Обучил своему ремеслу многих рабочих.
В 1945 году стал мастером, а через год был переведён на должность начальника пролёта. В 1953 году Гарифулина направили на прорыв - в очистной пролет, и он с успехом вывел коллектив в число передовых. В этом пролете Шакир Гарифулин отработал до выхода на пенсию в 1960 году.
За отличную работу награжден медалями "За трудовую доблесть", "За доблестный труд в Великой Отечественной войне", знаками "Отличник соцсоревнования", многочисленными грамотами.
По отцовской стезе пришли на завод четыре дочери и сын. Корреспонденту удалось познакомится с семьёй самой младшей из дочерей Шакира Гарифулина.
Наиля Шакировна в этом году отметила свой 70-летний юбилей, а ещё один юбилей (50 лет совместной жизни) она разделила вместе с мужем - Маснави Ясовеевичем Фаизовым. Пара до сих пор влюблённых и счастливых рассказала, какими были годы молодости.
"В декабре начали дружить, а в мае уже поженились - долго не думали. Нам говорили: "В мае не надо, маяться будете всю жизнь". Но мы нисколько не жалеем, что сделали по-своему. Конечно, не всё гладко было, пока притирались. Жизнь прожить, как говорят, - не поле перейти. Это сейчас мы уже знаем без слов, кто, о чем вздыхает. За столько лет научились по одному взгляду понимать друг друга".
Маснави Фаизов последовал примеру своего отца, который на автозаводе отработал 18 лет - заточником в инструментальном цехе. По окончании ремесленного училища в 1966 году Маснави Ясовеевич проходил практику автоматчиком в цехе нормали, где и продолжил работать до призыва в армию. Отслужив - снова наладчиком, в знакомый цех, где его ждали. Довелось побыть на месте комсорга. Окончил вечерний факультет ЧПИ. Перешёл на должность мастера, а затем и старшего мастера. Далее - инженером-технологом в отдел "Механика". С 1981 по 1987 годы работал инструктором партийного комитета автозавода.
Способности руководителя были высоко оценены - и его рекомендовали на должность директора хлебозавода, которую занимал до выхода на пенсию.
"Много было интересного и в нерабочее время, - вспоминает Маснави Ясовеевич, - хорошо помню, какими массовыми были субботники, когда возводились общежития на улице Победы, выше Романенко. По окончании строительства всем миром убирали территорию и комнаты от строительного мусора. Тем самым ускоряли заселение. Народу много собиралось, всегда музыка играла. На подъёме комсомол был тогда. Люди шли без всякого принуждения, просто помочь. В основном после работы, на два-три часа, или по субботам. Регулярно автозавод проводил туристические слёты на Ильмене, на Кошкуле. Каждый цех выставлял команду. Так же дела обстояли и с футболом. В первенстве завода участвовали все цеха".
Наиля Шакировна, в 1973 году окончив Миасский автотехникум, по распределению пришла работать в литейное производство. За 35 лет трудового стажа трудилась не только в литейном. В окрасочном цехе главного корпуса она отработала мастером 27 лет, одновременно и председателем профсоюза цеха была.
"Всё время с людьми и ради людей, как говорится, работали и жили, - говорит Наиля Фаизова. - Обращений было много. Кому-то удалось помочь с устройством ребёнка в садик, для кого-то пришлось похлопотать с жильём. И знаете, в женском коллективе (ведь маляры - в основном женщины) мы друг другу открыты были. Перед работой всегда проводились пятиминутки, и вот смотришь: ага, одна ночь не спала - муж буянил пьяный, другая в слезах - ребёнок что-то натворил. Мы понимали друг друга с полуслова, по мимике, по жестам, по настроению. Поговорили на семейные темы, обсудили план дня, настроились на рабочий лад - так начинался рабочий день. А в годы перестройки было много кадровых сокращений. До слез доходило: люди уходить не хотели. У меня же как-то спокойно прошёл этот период. Ушла на пенсию с лёгким сердцем и с чувством выполненного долга".
Фаизовы воспитали двоих детей. Дочь вышла замуж и уехала в Санкт-Петербург, а сын Денис, как и многие из династий первостроителей предприятия, трудом вносит свой вклад в историю автозавода "Урал".
Андрей Ефремов (газета "Глагол")