Опубликовано: 16.09.2021 14:35 |
Наверняка наши читатели так же, как и мы, любят рассматривать старинные фотографии, на которых запечатлён Миасс. Возможно, кому-то уже приходилось видеть литографии из приложения к книге немецкого ученого-минералога Адольфа Купфера "Путешествие по Уралу", снимки основоположника отечественной цветной "светописи" Сергея Прокудина-Горского, карандашные наброски поэта Василия Жуковского, сопровождавшего будущего императора Александра II в поездке по России, фотографию железнодорожной станции Миасс, сделанную в 1894 году американцем Уильямом Генри Джексоном во время его турне по Транссибирской магистрали, почтовые открытки, отпечатанные по собственным снимкам уроженцем Миасса, известным уральским фотографом, предпринимателем и фотолетописцем Урала Вениамином Метенковым…
Каждое из этих изображений старого Миасса уникально и неповторимо. Но есть ещё одно, о котором мало кто слышал.
И оно, пожалуй, самое необычное, потому что это не одиночная фотография или открытка, а часть огромнейшего полотна - панорамы Великого Сибирского пути, созданной врачом, путешественников, писателем, художником Павлом Пясецким. Панорама представляет собой акварельные рисунки объектов, встречающихся на железнодорожном пути от Урала до Тихого океана. Выполнены они на 900-метровой бумажной ленте!..
Павел Яковлевич Пясецкий (1843-1919), уроженец Орла, врач по специальности, защитил докторскую диссертацию и переехал в Петербург, где стал брать уроки живописи в Академии художеств.
Он много путешествовал, собирал этнографические и минералогические коллекции, делал огромное количество акварельных зарисовок. Наклеивая акварели на ткань в тематической и хронологической последовательности, Пясецкий создавал непрерывную панораму путешествия. Так появились его знаменитые "рулоны" - панорамы Китая, Персии, Закаспийской железной дороги.
Последняя из них так понравилась железнодорожникам, что в 1894 году они попросили Пясецкого изобразить подобным образом Сибирскую железную дорогу. Павел Яковлевич изготовил часть картины длиной 250 аршин, которую заказчик в принципе одобрил, но его не устроила цена, из-за чего новый договор с художником не заключили.
На счастье, творение Пясецкого увидел император Николай II. Государь восхитился и приказал продолжить работу, чтобы показать её на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
С Пясецким сразу полностью расплатились и даже выделили специальный вагон-мастерскую и двухосный вагон для отдыха и сна.
К созданию первого рулона Пясецкий приступил в 1894 году, начав работу от Волги (г. Сызрань) и доведя её до Челябинска. В эту часть панорамы как раз и попал Миасс с его плотиной, городским прудом, зданием заводоуправления, Петропавловской церковью.
Летом и ранней осенью в специальном вагоне-мастерской художник выезжал на очередной участок Транссиба, зарисовывал процесс строительства железной дороги, мосты, переправы, а в городах старался запечатлеть улицы, площади, достопримечательности, местные промыслы и ремесла.
Доезжая до места назначения, Пясецкий пересаживался в экипаж, на лошадь или велосипед, чтобы добраться до самых отдалённых участков трассы.
Панорама "Великий Сибирский путь" длиной в 1285 аршин была готова в срок. Успех в Париже имела огромный.
Для демонстрации картины на выставке был построен специальный павильон, посвящённый освоению Сибири, с тремя вагонами, включающими салон, спальные места и столовую: посетители ("пассажиры") заходили в "вагоны", рассаживались по местам. Акварельная лента медленно перематывалась за окном, создавая полную иллюзию путешествия по Транссибу.
Аттракцион состоял из нескольких слоёв объектов и картин, двигавшихся с разной скоростью. На первом плане со скоростью 300 метров в минуту перемещалась горизонтальная лента с наклеенными на неё песком и камнями; вторая лента с нарисованным кустарником двигалась со скоростью 120 метров в минуту, и на заднем плане медленнее всего (5 метров в минуту) - собственно акварельное полотно.
Словно в современном кинофильме, за окном разворачивались документальные сюжеты жизни и природы Сибири.
Жюри отметило панораму Пясецкого Большой Золотой медалью, а его самого наградило французским орденом Почётного легиона.