Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru"

Новости Миасса. Версия для печати.
Опубликовано на сайте агентства новостей и информации "NewsMiass.ru".
Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=64327



Завод - это моя жизнь
Владимир Солодухин проработал на родном предприятии более 40 лет

Рубрика: История Миасса/Миасс в лицах
Опубликовано: 12.08.2021 09:30

Завод - это моя жизнь

В юбилейный для АЗ "Урал" год продолжаем знакомить миасцев с ветеранами градообразующего предприятия. Наш рассказ - о заслуженном конструкторе РФ, ветеране труда и ветеране "УралАЗ", обладателе ордена Трудового Красного Знамени Владимире Солодухине.

Только Миасс!

Интерес к технике Владимир перенял у отца - тот служил в автомобильных войсках и имел завидную биографию: воевал на Финской и Великой Отечественной, дошёл до Берлина, расписался на рейхстаге. Парнишка учился в разных городах, а 10-й класс окончил в Челябинске с серебряной медалью. Учителя советовали ему поступать в ЧПИ на приборостроение.

"Пока я раздумывал об этом, приятель позвал на автотракторный, - признался Владимир Степанович. - На собеседовании меня спросили: "В технике хоть чуть-чуть соображаешь?". Рассказал, что в румынской школе для детей советских военнослужащих я посещал автокружок, а с отцом мы частенько возились с машинами".

…Миасс вошёл в жизнь Солодухина ещё до защиты диплома. Вместе с будущей женой они проходили на УралАЗе практику - сначала технологическую, потом преддипломную. В город влюбились сразу. Да и мог ли кто остаться равнодушным к этим живописным горам и озёрам?..

На распределении супругам Солодухиным разрешили первыми выбрать место будущей работы. К их ногам, можно сказать, бросили весь Союз, а они, ни секунды не колеблясь, заявили: "Только Миасс!".

Весело и дружно

Началась самостоятельная жизнь вчерашних студентов с нешуточного испытания: за неимением мест в гостинице поселили Солодухиных в… мужском рабочем общежитии. Молодые, однако, трудностей не испугались и вскоре получили награду за выдержку и терпение - въехали в коммуналку одного из домов с башенками.

"Это было шикарное жилье, - со смехом вспоминают супруги. - В большущей (метров 16) кухне уместились плита, три семейных залавка и огромный "стол для заседаний", за которым мы сообща отмечали праздники. В просторной прихожей громоздились чемоданы, велосипеды, коляски, но нам не было тесно. Наоборот, было весело и дружно. Когда приятель, живший неподалеку, приобрёл телевизор, мы бегали к нему смотреть хоккей и фигурное катание, возвращаясь далеко за полночь. К слову, квартиры на заводе давали часто. Вскоре и мы получили "однушку", а потом и "трёшку". Очень повезло с друзьями. Чета Шапшалов, Борис и Искра, умнейшие, интеллигентнейшие люди, взяли над нами негласное шефство. И каждый выходной, надев рюкзаки, мы шагали с ними по горам, восхищаясь красотой Урала".

Вместо арифмометра - ЭВМ

"Приняли нас в управление главного конструктора, - продолжил рассказ Владимир Степанович. - Коллектив подобрался замечательный. Все конструкторы размещались в огромном зале, который кульманами делился на "купе". У каждого "купе" было своё название - по фамилии руководителя группы ("Голубовская заимка") или по теме работы. Главный конструктор Анатолий Иванович Титков сидел в "аквариуме" - его угол (единственный в зале) был отделён стеклянной перегородкой. Было светло, тепло и… удобно. Крикнешь: "Петров!" - и тут же Петров идёт с другого конца помещения.

Мы попали на завод, когда там выпускался "Урал-355М" и уже начиналась пробная сборка "Уралов-375". Геннадий Павлович Голубов, руководитель группы мостов, где я работал на первых порах, поручил мне расчёты шестерен. На эту работу, а особенно на расчёт подшипников, уходило много времени: считали мы на арифмометрах, и я исписывал логарифмами кучу тетрадей. Потом мне дали ЭВМ - первую в нашем УГК. А вскоре ещё одну, более компактную, точную, скоростную".

"Читай, смотри, думай…"

"Со временем начальник КБ тормозов, сцеплений и мостов Яков Рафаилович Непомнящий забрал меня в группу перспективного конструирования, дал труды немецкого профессора по рулевому управлению полноприводных четырехосных автомобилей: "Читай, смотри, думай. Будем выбирать, какую схему делать…". И я читал и думал…"

Карьера Владимира Солодухина развивалась по нарастающей. Начав с простого инженера, он вскоре получил третью, затем вторую категорию, в 1975 году стал начальником КБ общих компоновок, в 1995-м - заместителем главного конструктора по перспективным автомобилям, а в 1998-м - его же первым заместителем. В 2001-м занял должность начальника отдела анализа и прогнозирования.

В качестве конструктора, а позже и технического руководителя, Владимир Степанович участвовал в разработке конструкций "Уралов" с колёсной формулой 6х6 и 8х8 для Министерства обороны и народного хозяйства.

Разработка перспективных автомобилей стала для Солодухина основным направлением работы, которая включала в себя и многочисленные командировки, и участие в испытаниях опытных образцов. Приходилось ему бывать на Крайнем Севере и в Средней Азии, а потом отстаивать преимущества уральского грузовика в комиссии по военно-промышленному комплексу при Президиуме Совета министров СССР.

"Конструктор, - делится Владимир Степанович, - должен быть всегда в курсе новейших технических разработок. Мы подолгу работали в нашем патентном отделе и библиотеке, которая выписывала всё, что касалось автомобильной промышленности. Ездили в московскую патентную библиотеку, общались с коллегами на МАЗе, ЗиЛе, КамАЗе. Перенимали опыт у руководителей УГК - грамотных профессионалов, знатоков своего дела. Каждый из них - Анатолий Титков, Яков Непомнящий, Георгий Гладышев, Борис Шапшал, Давид Бляхман, Борис Флеров и другие - был настоящей Личностью. Самые же яркие впечатления оставил главный конструктор Александр Романченко: талантливый организатор, интеллигент, эрудит, сыпавший цитатами направо и налево, острый на язык. Характером крут, порой жестковат, но этого требовало дело, которому он беззаветно служил".

Легки на подъём

Рассказ Владимира Степановича заставил было подумать, что, помимо любимой работы, больше ничего для него в жизни не существовало. Но это впечатление обманчиво, потому что супруги Солодухины всегда были компанейскими и лёгкими на подъём. Без их участия не обходились ни демонстрации, ни сельхозработы, ни отдельческие вечеринки.

"Много лет подряд мы встречали Новый год на тургоякской базе отдыха, которую сами и строили, - говорит инженер. - Однажды нам объявили, что без карнавальных костюмов на вечер не пустят. Мы с друзьями переоделись в героев романа Ильфа и Петрова: я стал "Паниковским" (соломенная шляпа, пиджак с поднятым воротом, гусь под мышкой), жена - "Эллочкой-людоедкой", а наш приятель - "Шурой Балагановым": вырезал из пенопласта гирю и так истово таскал ее, что все были уверены: она чугунная!.. Никогда мы не страдали, что мало денег. Летом уезжали с детьми отдыхать в любимые места - в Крым или Ленинград. Вот тогда-то дочери решили, что обязательно будут учиться в городе на Неве - и мечта их сбылась".

Окунь, ракетка и кедр

Говоря о Солодухине, нельзя не упомянуть его участие в культурной и спортивной жизни предприятия. Детское увлечение танцами продолжилось в институте, а позже - и на заводе. Причём он не только танцевал сам, но и руководил танцевальным коллективом отдела.

Не заглохла и его любовь к спорту. Футбол, волейбол, баскетбол, фехтование, спортивная гимнастика - всем этим Владимир начинал заниматься, будучи подростком. В первых дней своего появления на УралАЗе Солодухин влился в футбольную команду УГК и защищал честь отдела на первенстве завода. В 1994 году ветераны НТЦ создали свою команду, получившую название "Костяная нога", и Владимир Степанович играл в её составе до 76 лет.

Ещё больше времени отдавал он теннису. Заводская команда, членом которой был Солодухин многие годы, стабильно держала в области второе место, уступая только ЧТЗ. В 67 лет Владимир Степанович стал абсолютным чемпионом завода в этом виде спорта.

"Было у меня еще одно хобби - подводная охота, - смеется Солодухин. - Однажды поймал в Тургояке окуня весом два с лишним килограмма и длиной более полуметра!.. Сегодня занимаемся с женой садом. Вырастили дуб из желудя, а нашему кедру уже 30 лет, даже шишки есть!"

На вопрос - за что любит свою работу, Владимир Степанович отвечает: "Я отдал ей 46 лет. Фактически автозавод - это вся наша с женой жизнь".

Наталья Корчагина


Завод - это моя жизнь

Завод - это моя жизнь

Завод - это моя жизнь

Завод - это моя жизнь

Завод - это моя жизнь

Завод - это моя жизнь



Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2023.
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А.
Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы.
Адрес электронной почты редакции: mail@newsmiass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+.
Яндекс.Метрика