Опубликовано: 23.12.2020 17:27 |
Мама Консуэло, 1935 год |
Советские вожатые и воспитатели прилагали много усилий к тому, чтобы отвлечь маленьких испанцев, бежавших от гражданской войны, полыхавшей на их Родине, от грустных мыслей.
Консуэло Аргуэльес, одна из этих детей, ныне проживающая в Испании, уже поведала нам немало интересного о своём пребывании в Ленинградском детдоме № 8. Сегодня Консуэло продолжает рассказ.
"Как-то субботним утром воспитательница Таня объявила: "Дети, сегодня едем на фабрику по производству камней". Разочарованные стоны показали нулевой интерес к экскурсии, некоторые потихоньку удалились.
На самом же деле Таня пошутила над нами: автобус остановился перед огромным зданием, из которого струился очень аппетитный запах… Это была шоколадная фабрика, где нас познакомили с процессом производства, упаковки и распределения вкусного продукта. Работники отнеслись к нам с большой симпатией, каждый протягивал коробку с конфетами, стараясь порадовать "маленьких детей героических испанских борцов" (так нас везде представляли).
…Однажды в детдоме возникло необычное оживление. Замдиректора Александра Лукинична подвела меня к небольшой группе людей, где ребята разговаривали с незнакомыми взрослыми людьми.
Женщина среднего возраста взяла меня за руку, притянула к себе и погладила по голове. Тихо рассказала, что приехала в Советский Союз всего на несколько дней в составе делегации испанского республиканского правительства, эвакуированного из Мадрида в Валенсию.
Поколебавшись, деликатно сообщила: "Должна была приехать твоя мама, но она была ранена в ногу во время бомбёжки, поэтому приехала я. Не беспокойся, рана не опасная, мама скоро вылечится, её обязательно включат в состав новой делегации, и вы с ней увидитесь". Я выбежала из зала в слезах, бросилась на свою кровать, думая только о том, что могла бы сейчас находиться в маминых объятиях.
Больше никаких делегаций не было. Весь восточный средиземноморский берег Испании, включая Валенсию, а после и Барселону, до самой французской границы, оказался в руках фашистов, оставались считанные дни до вражеской победы. И эта победа, к нашему огорчению, произошла 1-го апреля 1939-го года.
В рабочей комнате каждого класса с самого нашего приезда в СССР висела карта Испании, где мы прикалывали маленькие флажки с обозначением фронтовых позиций. С этого траурного для нас дня карты исчезли со стен. В головах билась лишь одна мысль: "Какова наша дальнейшая судьба? Вернёмся ли когда-нибудь домой или останемся на чужбине?..".
Продолжение следует…