Опубликовано: 15.08.2020 13:04 |
Музей, 1944 год |
С историей и богатствами Ильмен, ныне отметивших столетний юбилей, можно познакомиться в естественно-научном музее заповедника. Но, восхищаясь минералами и мастерски воссозданными чучелами животных и птиц, нельзя забывать о том, что и сам музей имеет историю давнюю и совсем нелёгкую.
Начало создания музея совпало с началом работы заповедника в 1924 году.
Первый директор Ильмен, Дмитрий Иванович Руденко, уже тогда вынашивал мечту о создании музея, а потому попросил сотрудников все самое интересное, что находилось во время расчистки копей, свозить в контору.
В 1928 году для этих вещей заповеднику выделили комнатку сначала в Миасском краеведческом музее, позже - в здании на углу улицы Свердлова и переулка Волостного.
Начавшееся строительство центральной базы заповедника позволило молодому музею и его экспонатам в 1931 году занять почётное место на веранде одного из двухэтажных домов.
А пять лет спустя, в 1936 году, открылся Дом научных работников. Именно там 1 января 1937 года торжественно открылся настоящий музей, разместившийся в двух залах.
Тем же летом в заповедник прибыла экскурсия XVII Международного геологического конгресса, в состав которой вошли около сотни учёных из Испании, Голландии, Швеции, Японии, Чехословакии, Англии, России. Гости осмотрели наиболее интересные копи, познакомились с музейными экспонатами - и оставили кучу восхищённых отзывов.
Постепенно музей становился научным и культурным центром города, популярность его росла: в предвоенные годы более пяти тысяч человек за сезон посещали южноуральскую "минералогическую жемчужину". Но 1-го февраля 1941 года нежданно-негаданно пришла беда…
В Доме научных работников, который отапливался дровами, случился пожар. Всего за два часа двухэтажное деревянное здание сгорело вместе с музеем, кабинетами, фотолабораторией, библиотекой и квартирами сотрудников. Остался только фундамент…
Как указано в акте, подписанном членами комиссии по проверке ЧП, "загорание произошло от неисправности печи вследствие сильного нагрева. Пожар был обнаружен начальником охраны примерно в 7 часов 35 минут. Послав жену в пожарное депо, он стал звонить в колокол. Разбуженные сотрудники пытались через окна спасти имущество. Однако здание было охвачено пламенем и при сильном западном ветре горело сильно и быстро. В пожарном сарае не оказалось вёдер, лопат, топоров".
Один из сотрудников Ильменского заповедника, метеоролог Антон Скаруцкий, оставил воспоминания об этом событии: "От высокой температуры стекло стало вязким и надулось огромными пузырями. Когда пузыри лопнули, ворвался воздух, и тогда с треском, воем и гудением огромное пламя взметнулось к небу.
Большое здание сгорело с быстротой непостижимой, и, когда через полчаса из города прибыла пожарная команда, то тушить было уже нечего. Я бродил по пепелищу в тщетной надежде найти хоть что-нибудь, но это были напрасные попытки.
Сгорели вещи уникальные, восстановить которые было невозможно: старые карты, исторические документы, уникальные образцы минералов - наподобие кристалла граната величиной с мужской кулак с прекрасно сохранившимися гранями. Все, кто приходил в музей, обязательно выражали своё восхищение".
Пожар принёс огромный ущерб. Но уже первого июня музей открылся и начал принимать посетителей в помещении Красного уголка. Первые триста экспонатов для него были собраны частично из личных коллекций сотрудников, а частично - из свежих сборов с копей.
…А затем началась война. Более 80 работников заповедника ушли на фронт. Но те, кто остались, продолжали заботиться о пополнении музейного фонда. В сезон 1943-го года в музей поступило 368 образцов каменного материала. Таксидермист Сергей Львович Ушков изготовил и смонтировал 60 экземпляров чучел птиц и зверей, в том числе - знаменитую композицию "Нападение волков на косулю", которая до сих пор пользуется огромной популярностью у посетителей.
Параллельно шло строительство нового здания. И 18 июня 1944 года музей обрёл новое место жительства!
В тот сезон был даже организован живой уголок с большим аквариумом и тремя террариумами. Также здесь экспонировалась выставка работ челябинских художников, которые подарили заповеднику восемь своих картин.
После окончания войны большую помощь в художественном оформлении музейных экспозиций Ильмен оказал Евгений Васильевич Никольский, руководитель народной изостудии. Благодаря ему, в музее появился макет территории, художественные панно к биогруппам "Косуля сибирская", "Бобры", "Пятнистые олени в природе", "Фауна озёр и болот" и многое другое.
Казалось, всё наладилось. Но… музей был рассчитан на работу только в тёплое время года. Зимой здесь стоял невероятный холод, летом - духота, а весной и осенью - сырость. Все эти температурные перепады не лучшим образом отражались на сохранности экспонатов. Нужно было строить новое здание, которое бы отвечало всем музейным требованиям.
В 1977 году миасские строители возвели коробку лабораторного корпуса и заложили фундамент музея с просторными залами, хранилищами фондов и рабочими кабинетами.
…Современный период в истории музея Ильменского государственного заповедника начался 14 мая 1990 года.
В новом здании, художественно оформленном специалистами комбината живописно-оформительского искусства и Зоологического музея Санкт-Петербурга, нашлось место всем богатствам заповедного края: тематическим коллекциям месторождений Урала и других регионов, истории научных исследований "минералогического рая", археологической коллекции, собранной на территории заповедника, где открыто около 50 стоянок древнего человека (неолит, бронзовый век), и, конечно же, животному и растительному миру Ильменского заповедника и Южного Урала.
1949 год. Экскурсовод А.В.Паклин |
Музей 1936 года |
Музей, 1944 год |
Фрагмент диарамы |
Фрагмент диорамы Волки |