Опубликовано: 13.12.2019 16:31 |
В Свято-Троицком храме, 1985 год |
В эти выходные Свято-Троицкий храм, что расположен в старой части города, отмечает свой юбилей 130 лет. Первый раз я снимал в храме будучи ещё просто фотолюбителем. Благословения не получал, да и слабо представлял, что это значит.
Забрался втихаря на балкончик, где располагался хор. Сверху вниз вид был замечательный. Сейчас балкона в храме нет. При первых же щелчках "Зенита" меня "расшифровали" и, узнав, что благословения на съёмку нет, выпроводили с балкона.
В середине восьмидесятых пение в церковном хоре ох как не приветствовалось в советском обществе, да и многие прихожане совсем не хотели быть сфотографированы. В те годы на каждой службе ещё присутствовал уполномоченный по делам религии от горкома партии.
Первые кардинальные послабления и изменения взаимоотношений церкви и общества произошли в 1988 году, в год тысячелетия крещения Руси. Торжества по этому поводу были многочисленные, по всей стране, церковно-светские (советские). Вместе с замечательной журналисткой Ольгой Айзенберг мне довелось побывать на таком празднике, что проводился в челябинском оперном театре.
В начале девяностых отношения церкви и власти, церкви и общества стали резко меняться. Люди стали массово креститься, настолько массово, что обряды приходилось проводить на улице.
Настоятелем храма в те годы был отец Анатолий Константинович Землянов. Он служил вместе со своим сыном Владимиром.
Однажды я со своим коллегой журналистом Владиславом Катаевым (в последствии - отцом Владиславом) был у них дома в гостях.
Историческая справка:
В 1887 году была заложена, а в 1889 году освящена Свято-Троицкая кладбищенская церковь. Первоначальная мысль о сооружении кладбищенского храма, проявлявшаяся ещё в шестидесятых годах, не осуществилась по причине строительства Александро-Невского храма. Позже появилась всё же возможность возвести храм, необходимый для кладбища. Построен он был на средства миасского купечества. Непосредственным исполнителем работ был крестьянин Нижегородской губернии Пётр Сараев. Храм получил название Свято-Троицкий.
Главным деятелем в строительстве кладбищенского храма был купец Николай Фёдорович Беляев. Он распоряжался производством работ, лично делал в Москве заказ на изготовление иконостаса и покупку церковной утвари на свои средства.
При небольших размерах церковь отличалась прочностью и изяществом постройки. Стены внутри и снаружи были окрашены масляной краской. Главы покрыты белым английским железом, пол алтаря, солея и амвон выложены плитами серого мрамора, иконостас был изготовлен из цельного полированного дуба с мелкою резьбою в московской мастерской Ахапкина, иконы выполнены московским художником Маловым и уфимским художником Шипилевым.
На строительство церкви и на утварь было потрачено двенадцать с половиной тысяч рублей серебром.
17 августа 1896 года была произведена закладка колокольни при Троицкой кладбищенской церкви на средства благотворительниц Лидии и Надежды Романовских, пожертвовавших 3000 рублей. Свято-Троицкая церковь в то время имела узкое назначение: в ней проводили обряд отпевания. Наверное, поэтому она и сохранилась до сих пор - единственная из всех 24 церквей Миасского округа.
Александр Мизуров