Опубликовано: 27.10.2019 16:03 |
В 1970 году в издательстве "Советская Россия" вышел комплект открыток с видами Миасса и его окрестностей. Цветные снимки памятника Ленину в Ильменском заповеднике, проспектов Автозаводцев и Чернышевского, Дворца культуры автозавода, Ильменской турбазы и т.п. были сделаны фотокоррреспондентом ТАСС, членом Союза журналистов СССР Борисом Клипиницером.
Были ли эти открытки первыми в истории города, где запечатлелись его виды?.. Думается, что нет.
…В конце 19 века известный уральский фотограф Вениамин Метенков издал несколько серий почтовых открыток: "Виды Екатеринбурга и окрестностей", "На Урале", "Река Чусовая", "Северный Урал", "Средний Урал", "Южный Урал" и др.
В серию "На Урале" вошла и почтовая карточка "Видъ Мiасскаго завода", где прекрасно просматриваются плотина, здание заводоуправления, сам завод, а также Петропавловский собор на Базарной площади, о котором мы недавно рассказывали.
Метенков не случайно считается на Урале родоначальником очень распространённых впоследствии почтовых открыток частного изготовления: им было сфотографировано только видов Екатеринбурга более ста, видов Урала - более четырёхсот.
…Вряд ли многим из читающих эти строки знакома эта фамилия - "Метенков". Между тем, Вениамин Метенков - наш земляк, стоявший у истоков развития фотографии на Урале.
Вениамин Леонтьевич родился в Миассе в 1857 году в многодетной старообрядческой семье. Светского образования староверы не признавали, детей приучали только к вере, поэтому юному Вениамину пришлось осваивать азы письма и счёта самостоятельно.
Вениамин обладал прекрасным почерком, хорошо разбирался в математике. Именно на это обратил внимание золотопромышленник Егор Симонов, пригласивший восемнадцатилетнего паренька на ответственную работу - конторщиком Кочкарского золотого прииска, находившегося в Троицком уезде.
Один из ссыльных польских поселенцев приобщил юношу к искусству светописи. Несмотря на сопротивление родственников-старообрядцев, считавших фотографию "бесовским делом", Вениамин быстро освоил азы фотографирования и открыл в Миассе профессиональное фотоателье.
Молодой, энергичный фотохудожник сделал тысячи фотографий как в родном городе, так и за его пределами, а в 1883 году переехал в Екатеринбург. Вскоре у екатеринбуржцев стало модным иметь в семейных фотоальбомах фотопортреты, сделанные Вениамином Метенковым.
На Сибирско-Уральской промышленной выставке в 1887 году его работы удостоились серебряной медали; на международной выставке в Брюсселе (1888 год) - бронзовой, а на Всемирной фотографической выставке в Париже (1989 год) - золотой.
Метенков был не только крупным фотомастером, но и издателем видовых открыток и фотоальбомов об Урале, которые печатались большими тиражами в Екатеринбурге, Берлине, Стокгольме (ныне фотоальбомы "Виды Урала" хранятся в библиотеке имени Ленина в Москве).
В 1895 году Вениамина Метенкова признали самым знаменитым фотографом Екатеринбурга.
В 1896 году Метенков соорудил большой павильон для съёмок и открыл фотомагазин. Торговыми компаньонами Метенкова были фирмы "Карл Цейс" и "Кодак". Он продавал аппараты для съёмки, печати и показа кинолент, снимал собственные фильмы.
Отрывки из его первых кинолент (1910 год: "Уличные акробаты-китайцы в Екатеринбурге", "Екатеринбург во время масленицы", "Торжество в Екатеринбурге по случаю 50-летия отмены крепостного права") до сих пор хранятся в архивах Государственного фонда фильмов России.
В 1919 году Метенков вместе с семьёй уехал в Сибирь. Вернувшись в 1922 году в Екатеринбург, стал работать в акционерном обществе "Уралкнига", в издательстве "Уральский рабочий", в системе "Совкино".
Свои последние годы (умер Метенков в 1933 году) доживал в нищете. Впоследствии был похоронен на Михайловском кладбище, но место его погребения через несколько лет после смерти было утеряно.
Если собрать воедино всё, запечатлённое Метенковым, то получится удивительная по полноте и разнообразию фотолетопись Урала.
Деньги и слава не заслоняли для него главного: "Я никогда не помышлял о накоплении, - писал фотомастер, - все средства потреблялись мной только на развитие любимого дела".
Во многом благодаря Метенкову Россия и мир узнали о неповторимой красоте уральской природы и своеобразном быте местного населения.
Писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк, горячо поддерживавший все начинания Метенкова, не раз говорил: "Как живём, как работаем - знать должны не только мы, но и потомки наши. А потому то, чем занимаешься ты, дело наиблагороднейшее".