Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru"

Новости Миасса. Версия для печати.
Опубликовано на сайте агентства новостей и информации "NewsMiass.ru".
Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=56345



"Одни желали, чтобы кончики усов завивались кверху, другие требовали загнуть их вниз"
Поговорим немного о развитии парикмахерского дела в Миассе

Рубрика: История Миасса
Опубликовано: 17.10.2019 13:53

"Одни желали, чтобы кончики усов завивались кверху, другие требовали загнуть их вниз"

Нельзя не заметить, что город Миасс прямо-таки изобилует салонами красоты. Глядя на многочисленные вывески, невольно вспоминаешь бессмертную фразу Ильфа и Петрова из "Двенадцати стульев": "В уездном городе N было так много парикмахерских заведений (…), что казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть…".

Да, сегодня сделать прическу, поменять цвет волос, постричься не представляет никакого труда.

А ведь было время, когда в Миассе (напомним, речь идёт о той части Миасса, которую мы называем "старой") парикмахеров (и парикмахерских!) было не так уж и много.

В течение нескольких десятилетий самая знаменитая парикмахерская располагалась в центре старгорода на перекрестке Пролетарской и Октябрьской улиц. НО она, конечно же, не была первой и единственной.

Из архивных источников удалось узнать, что до революции в Миассе проживали гримёры, когда-то работавшие в Большом театре, - некто Фёдор Милецкий и его тесть, француз Дозе.

Дозе приехал на Урал и открыл парикмахерскую в двухэтажном доме напротив универмага № 15 (второй дом от угла по Пролетарской улице). Говорили, что в семейном фотоальбоме Милецких есть фотография, где гримёр был снят вместе с Горьким и Шаляпиным. Зять и тесть не только стригли горожан, но и с удовольствием гримировали артистов первого рабочего театра, образовавшегося на напилочном заводе накануне революции.

В очерке "Король усов и перманента", вошедшем в книгу "Мой приветливый город Миасс", мы нашли рассказ о супругах Зуевых, открывших собственное цирюльное дело в доме № 7 на улице Пролетарской в "нэповские" годы: "Работа была трудной. Родители сами отапливали помещение, наводили в нём порядок, приносили воду и нагревали её на керосинке, стирали пеньюары, халаты, салфетки. Усталости своей, однако, никогда не показывали, и от местных франтов в цирюльне отбоя не было. Делали здесь не только причёски, но и придавали форму усам. Одни желали, чтобы кончики усов завивались кверху, другие требовали загнуть их вниз. В 20-х годах мужчины, чаще всего, стриглись "под Котовского", то есть наголо. Немало клиентов предпочитали стрижку "под бокс". У женщин в те времена были модными стрижки "фокстрот" и "под кружок". Многие делали и завивки. Горячая завивка выполнялась с помощью щипцов и укладывалась волнами. Для холодной завивки волосы смачивали отваром льняного семени, а волнообразную укладку делали с помощью расчёски и пальцев. Но держалась укладка долго и выглядела эффектно".

В 1924 году частную парикмахерскую открыла и Анна Афанасьевна Третьякова. Сама она парикмахером не была, но умело руководила своим маленьким предприятием, в котором стригли, брили, завивали, делали причёски горожанам два её сына, Николай и Павел. Павел погиб в молодом возрасте, а Николай закончил пединститут и стал учителем физики и математики в школе № 15.

Когда НЭПу пришёл конец и частные лавочки прикрыли, Анна Афанасьевна устроилась кассиром в государственную парикмахерскую. Её 14-летняя дочь Галина пришла ученицей в мужской зал и через год уже стала мастером. Дочери Галины Ивановны - старшая Татьяна и младшая Маргарита - продолжили семейную династию.

"Я практически росла в парикмахерской, - вспоминала Маргарита Никулина. - Меня забирали из садика и вели на работу к маме, потому что мастера в те годы трудились до десяти часов вечера. И я играла в куклы, стригла их, красила и, уставшая, засыпала прямо в шкафчике. Первую самостоятельную прическу сделала, будучи пятиклассницей. Это была "хала"

Поясним: "халой" в 60-е годы в СССР называли громоздкое сооружение из сильно начёсанных, обильно политых лаком волос. Поговаривали, что женщины, сделав "халу", даже спали на высоких подушках, чтобы сохранить это великолепие на своей голове на несколько дней.

"Маме моей подружки, - рассказывала Маргарита, - я сотворила настоящую "халу", но без лака, попросив зайти в парикмахерскую к моей маме, чтобы там ей побрызгали причёску лаком. Она так и сделала. В парикмахерской все ахнули!.. Но удивляться было нечему, потому что все манипуляции с волосами я знала с детства. Так как клиентов всегда было много, меня постоянно просили то накрутить бигуди, то снять их. Я и стричь умела, а с 7-го класса уже плела шиньоны. И когда маме удавалось продать сплетённый мною шиньон, то мы с нею шли в магазин и покупали мне обновку…".

…В городском архиве нам удалось найти прейскурант цен на услуги парикмахерской, принятый в Миассе в 1943 году.

Хотите знать, какие стрижки были в моде у миасских дам военного времени?.. Всего четыре - "фокстрот", "кружок", "чарльстон" и "полька". Мужчины имели возможность постричься под "бокс" и "полубокс", "ёрш", "польку" и "английскую польку", ну и просто "под машинку", а также попросить мастера побрить бороду, голову, шею, брови, поправить усы и бороду. Помимо этого, клиентам предлагалось сделать массаж лица, компресс или освежиться "Цветочным" либо "Тройным" одеколоном.

…В 1960 году особой популярностью в Миассе пользовался мужской мастер Григорий Калехман, работавший в парикмахерской при гостинице автозавода. Десятки благодарностей, адресованных ему, разместились на страницах "Книги жалоб и предложений".

Один из постоянных посетителей парикмахерской рассказывал, что в 1942 году Григорий Калехман был землекопом и бетонщиком на строительстве автозавода, но вечером, придя со смены и немного передохнув, приглашал товарищей: "А ну, хлопцы, подходи по одному! Брейте бороды, а то девчата не полюбят!". Желающих обычно находилось немало. Григорий брался за бритву и делал всё бесплатно, по-дружески. Единственная польза лично для него заключалась в том, что он набивал руку, непрерывно совершенствуя своё мастерство.

Кстати, рядом с Григорием Калехманом работали отличные дамские мастера Христофор Пан и Иосиф Окунь, окончивший московскую школу парикмахеров. Наверняка все эти имена и многие другие остались в памяти миасских старожилов…


"Одни желали, чтобы кончики усов завивались кверху, другие требовали загнуть их вниз"

"Одни желали, чтобы кончики усов завивались кверху, другие требовали загнуть их вниз"



Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2023.
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А.
Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы.
Адрес электронной почты редакции: mail@newsmiass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+.
Яндекс.Метрика