Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru"

Новости Миасса. Версия для печати.
Опубликовано на сайте агентства новостей и информации "NewsMiass.ru".
Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=56010



"Я не профессионал, а любитель. Потому что люблю это дело"
Интервью с фотокорреспондентом агентства новостей "NewsMiass.ru" Александром Мизуровым в рамках проекта "Профессионалы"

Рубрика: Интервью
Опубликовано: 20.09.2019 08:49

Мизуров: "подсмотрел" за мной во время съемок мой друг и коллега замечательный фотограф Георгий Лазарев"
Мизуров: "подсмотрел" за мной во время съемок мой друг и коллега замечательный фотограф Георгий Лазарев"

Недавно в соцсети попалась картинка с надписью, которая заставила задуматься: "Заводы стоят. Одни фотографы в стране работают". А ведь и правда, профессия фотографа в последние годы стала очень популярной. Доступность техники и простота использования делает фотографом каждого. Но вот профессионалов - в полном смысле этого слова - на самом деле не так уж и много. Редакции NewsMiass.ru очень повезло: у нас есть настоящий профессионал.

Фотокорреспондент Александр Мизуров не только работает, но и буквально живёт своей профессией. Не один десяток лет он посвятил фототворчеству. Поэтому сегодня наше интервью в рамках проекта "Что значит быть профессионалом" - с нашим коллегой.

- Александр Алексеевич, расскажите, что значит быть фотокорреспондентом?

- Интересный вопрос… Если честно, никогда не задумывался об этом. Технических тонкостей в этой профессии, конечно, масса, особенно их много было в "плёночные" времена. Но если смотреть на вопрос в общем, наверное, надо быть хорошим фотографом в первую очередь. И, наверное, владеть фотографическим языком, то есть рассказывать с помощью фотографий о происходящем событии.

Есть разные подходы к фотожурналистике. Вот, например, очень давно мною любимый замечательный журналист и фотограф Юрий Рост. Он ещё и прекрасный рассказчик. На телеканале "Культура" у него есть целый цикл передач "Регтайм, или Разорванное время". В своё время, когда он работал в газетах "Комсомольская правда", "Литературная газета", у него был такой приём: большая статья - всегда интереснейшая тема, всегда великолепно написано, и - одна фотография, надо заметить, тоже очень неплохая. Но можно снимать много, пытаясь рассказать фотографиями, а не словами. Писать только несколько чисто информационных строк. Мне ближе такой стиль. Писать много я не умею, а вот передать суть происходящего - настроение, эмоции, чувства - через многие фотографии я стараюсь. И то, что я работаю сейчас в электронном СМИ, меня очень радует. Ведь в газетах, в коих я проработал в общей сложности четверть века, в печать шло максимум 3-4 снимка. Сейчас можно показать людям много большее количество фотографий.

- Как вы пришли в эту профессию? Когда и при каких обстоятельствах возникло такое желание?

- В фотографию (не как профессию, а как увлечение) я пришёл очень давно. В школе № 6 существовал фотокружок под руководством знаменитого Михаила Михайловича Терентьева. Я не решался туда ходить, лишь с завистью смотрел на снимающих ребят. Когда 10-й класс окончил, то решил стать фотокорреспондентом. В какой-то газете вычитал, что в Уфе есть техникум, который готовит именно фотокорреспондентов. Но там была особенность: для поступления надо было направление от редакции и некая гарантия, что после обучения редакция возьмёт тебя на работу. Я с этим объявлением пришёл в "Миасский рабочий", редакторствовал там тогда легендарный Александр Филиппович Филипоненко. Пришёл, с дрожью в голосе промямлил свою просьбу, а он мне говорит: "Ни к чему нам это. У нас сейчас молодой, перспективный фотокорреспондент работает!". Молодым, перспективным был Виктор Суродин. И я поступил учиться в геологоразведочный техникум (МГРТ - тогда). Как фотографа меня задействовали в работе "Комсомольского прожектора". Мы с рейдами ходили по общежитиям, проверяли порядок в комнатах, нерадивых "песочили" в стенгазетах.

Тогда же я пришёл в фотоклуб "Ильмены". Он располагался во Дворце автозавода, в подвале. Помнится, отобрали пару моих фотографий на очередную отчётную выставку фотоклуба. Но отобрали контрольки (небольшие фотографии). Для выставки нужно было напечатать их приличного размера, хотя бы 30х40 сантиметров. Квалификации моей было маловато, и стали мы печатать с руководителем фотоклуба Владимиром Шатровым. Для понимания скажу, что обычно, при нормально экспонированном и хорошо проявленном негативе экспозиция (время горения электролампы в фотоувеличителе) составляет в среднем несколько секунд. Мои же угольно-чёрные негативы печатались примерно так: Володя закреплял фотобумагу, наводил (с трудом) резкость, включал увеличитель и… уходил курить. Выкурив сигарету, возвращался, выключал увеличитель и проявлял снимок.

В середине учёбы меня забрали в армию. Тогда было так. У нас почти всех парней забрали с курса. Служить я попал в морские части погранвойск. "Учебка", тогда всесоюзная, у нас была в Анапе. Кстати, служа там, я "сумел" впервые опубликоваться в газете "Миасский рабочий". Опять же благодаря Владимиру Шатрову. В своё время он отобрал у меня несколько фотографий. И вот, совершенно неожиданно (откуда адрес-то он узнал, до сих пор ума не приложу), получаю я конверт с вырезками из газеты с моими снимками и первым моим гонораром в один рубль. Негатив одного снимка у меня сохранился до сих пор - не помню, как назывался он в газете, для себя я именую его "Детки в клетке".

На службе мне тоже с фотографией повезло. На пограничном корабле, где я служил радиометристом, была нужда многое фотографировать, даже должность была такая внештатная. Нужно было снимать факты нарушения госграницы, незаконные способы лова, высаживаться на японские шхуны в составе смотровых групп и многое другое. Ну и сослуживцев, друзей-приятелей для дембельских альбомов - это само собой. Фотоаппарат на корабле полагался, а так как я в этом деле что-то смыслил, мне и поручили.

Так получилось, что придя из армии, я ушёл работать на машзавод. Но и тут повезло, с фотографией я не расстался - стал техническим фотографом. У меня был большой технический аппарат, предназначенный для прецизионной фотосъёмки. В то время печатные платы, на которых в дальнейшем монтировались электронные устройства для ракет подводных лодок, делались почти полностью вручную: сначала на огромном листе ватмана рисовалась вся топология платы, потом я переснимал этот рисунок в определенном масштабе с очень приличной точностью. Ну конечно, помимо этого, фотографировал работников на доски почёта цехов завода.

- Как же после завода и таких необычных фотосъёмок вы перешли в газету?

- Есть у меня один замечательный друг, отличный фотограф, который в то время работал фотокорреспондентом в "Миасском рабочем", Сергей Краснопеев. Я не знаю, что его тогда сподвигло уйти из газеты, - он позвал меня, предложив мою кандидатуру редактору (на то время редактором был уже Анатолий Петрович Козин). О работе я был только наслышан и, для начала, попросил Сергея взять меня с собой на какое-либо задание. Посмотрел и немного устрашился: "Не получится у меня, нужно с людьми общаться". Сергей мне говорит: "Улыбаться умеешь? Нормально всё будет". И в самом деле, ключик к хорошим снимкам - это умение улыбаться, расположить к себе человека. Иначе очень сложно просто снимать, а снимать хорошо ещё сложнее.

- Сколько же лет уже вы фотографируете?

- Если ещё школьные годы учесть - то чуть ли уже не полвека. Кстати, когда люди узнают, что снимаю сколько лет, уважительно восклицают: профессионал! Никогда не соглашаюсь и всегда говорю: "Я - любитель. Потому что я люблю это дело".

- А профильное образование у вас есть? Или раньше не готовили фотографов в вузах?

- Сейчас масса мастер-классов, курсов, в нескольких институтах обучают фотожурналистике. В мои времена с этим было сложнее. Было такое очень популярное на весь Союз учебное заведение ЗНУИ - заочный народный университет искусств. Популярности ему придавала именно заочная форма обучения. На тот момент не существовало ни интернета, ни компьютеров. Поэтому - прислали по почте бумажки с заданием - выполнил (напечатал фотографии - в моём случае), упаковал тщательно, чтобы не помялись, сходил на почту, отстоял очередь, отослал. Так, неспешно, но довольно успешно, я окончил университет.

- Александр Алексеевич, за все эти годы, сколько вы снимаете, техника изменилась просто колоссально. Приходится каждый раз "учиться снимать" заново?

- Революция в технике, конечно, произошла. И обучаться приходится постоянно. Теперь неотъемлемой частью в занятии фотографией стал компьютер. Как я долго "ходил кругами" возле него, не решаясь прикоснуться к клаве (клавиатуре)! Во владении съёмочной техникой чуть проще - всё-таки во времена плёнки просто необходимо было знать и оперировать в голове многими понятиями из оптики, физики, химии. И, если сейчас знания химии уже не нужны (для фотографических процессов), знания законов оптики во многом помогают.

- За годы работы фотокорреспондентом никогда не возникало желания уйти из этой профессии и заняться чем-то другим?

- Нет, никогда. Я всегда работал и работаю в своё удовольствие, в любой съёмке я пытаюсь найти что-то интересное для себя. Протокольная, так сказать, часть съёмки - награждения, пожимания рук, говорение речей - тоже присутствует, но всегда можно увидеть и снять что-то интересное, неординарное: выражения лиц, взгляды, интересно упавший свет... Помнишь, как в фильме "В бой идут одни старики": "Главная задача истребителя - вертеть головой на 360 градусов". Мне кажется, что фотограф также должен постоянно крутить головой и успевать смотреть по сторонам, а не только на сцену или трибуну.

- Сколько же… хмм…сотен тысяч или миллионов фотографий вы сделали за всё время?

- Я достаточно много лет уже сканирую свои плёночные архивы, причём достаточно активно это делаю. И думаю, что не отсканировал даже одной десятой части. Это ещё те времена, когда в кассете было всего 36 кадров (вручную можно было намотать чуть больше), а в кофре всего несколько кассет. Сейчас же количество отснятого материала неизмеримо возросло. Не справляется не только встроенная память компьютера, внешние диски уже не помещаются на полку.

- По вашему вдохновенному рассказу, чувствуется, что для вас это не просто работа, это занятие для души...

- Совершенно верно, именно для души. Это и моё увлечение, и образ жизни, и образ мысли. Вот так всё совпало, за что я бесконечно благодарен судьбе.

- Какие сложности сейчас в вашей профессии? Вот вы говорите - плёнки, то бишь, файлов, немеряно, техника фантастическая…

- Сложности, пожалуй, не технические. Уже много лет не могу понять, и никак не могу свою печаль донести до чиновников - ну почему в Миассе разные мероприятия проводят в один день, в одно время и в разных местах города. Многое интересно, хочется побывать, поснимать везде, а приходится выбирать. Не понимаю, почему так плохо организовано планирование? Спортивные мероприятия проводятся совершенно не сообразуясь с культурными. Складывается впечатление, что спортсмены не слушают музыку и не ходят в театр, а работники культуры и искусств далеки от стадионов и сдачи норм ГТО. Каждый понедельник под руководством главы города в администрации проходят аппаратные совещания, где присутствуют все службы. И все они озвучивают предстоящие мероприятия. И почему бы там не согласовать и не развести всё по времени? Из недавнего: парад первоклассников. А в это же время в посёлке Строителей соревнования по боксу среди младшего возраста - тот же примерно возраст-то. И зачем ставить людей перед таким выбором, когда вся проблема могла бы решиться простым сдвигом по времени? Да, и в это же время ещё и соревнования скалолазов. Зачем мы (я имею в виду жителей нашего города) обедняем себя? Очень бы хотелось, чтобы мои слова были услышаны в "розовом", или как его сейчас именуют, доме. И не воспринялись, как очередные брюзжания вечно недовольного Мизурова. Или отражение на просторах интернета большего количества спортивных мероприятий, выставок, концертов не работает на положительный имидж города?


Александр Мизуров
Александр Мизуров

Мизуров: "подсмотрел" за мной во время съемок мой друг и коллега замечательный фотограф Георгий Лазарев"
Мизуров: "подсмотрел" за мной во время съемок мой друг и коллега замечательный фотограф Георгий Лазарев"

"Детки в клетке"
"Детки в клетке"

"Я не профессионал, а любитель. Потому что люблю это дело"

Мизуров: "подсмотрел" за мной во время съемок мой друг и коллега замечательный фотограф Георгий Лазарев"
Мизуров: "подсмотрел" за мной во время съемок мой друг и коллега замечательный фотограф Георгий Лазарев"

Мизуров: "подсмотрел" за мной во время съемок мой друг и коллега замечательный фотограф Георгий Лазарев"
Мизуров: "подсмотрел" за мной во время съемок мой друг и коллега замечательный фотограф Георгий Лазарев"

"Я не профессионал, а любитель. Потому что люблю это дело"

Мизуров: "подсмотрел" за мной во время съемок мой друг и коллега замечательный фотограф Георгий Лазарев"
Мизуров: "подсмотрел" за мной во время съемок мой друг и коллега замечательный фотограф Георгий Лазарев"

"Я не профессионал, а любитель. Потому что люблю это дело"

"Я не профессионал, а любитель. Потому что люблю это дело"

"Я не профессионал, а любитель. Потому что люблю это дело"

"Я не профессионал, а любитель. Потому что люблю это дело"



Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2023.
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А.
Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы.
Адрес электронной почты редакции: mail@newsmiass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+.
Яндекс.Метрика