Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru"

Новости Миасса. Версия для печати.
Опубликовано на сайте агентства новостей и информации "NewsMiass.ru".
Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=55286



"Всегда быть лёгким на подъём, в творческом поиске..."
Интервью с миасским фольклористом Натальей Ролиной в рамках проекта агентства новостей NewsMiass.ru "Профессионалы"

Рубрика: Интервью
Опубликовано: 25.07.2019 18:37

"Всегда быть лёгким на подъём, в творческом поиске..."

Недавно в агентстве новостей и информации "NewsMiass.ru" стартовал новый проект - "Что значит быть профессионалом?", в рамках которого специалисты из самых разных видов деятельности рассказывают о своём деле. Читатели уже узнали, каково быть спасателем, блогером и депутатом городского Собрания. Одной из читательниц захотелось выяснить, как живётся специалистам творческих профессий. Поскольку автор не уточнил, какого рода творчество имеется в виду, мы начали с музыки и обратились с вопросами к фольклористу, педагогу Миасского колледжа искусства и культуры и руководителю фольклорного ансамбля "Оберег" Наталье Ролиной.

- Наталья Мавлетжановна, как правильно звучит название вашей профессии?

- Я фольклорист. Была такая наука - музыкальная фольклористика: она изучала народную песню с точки зрения места её бытования, анализа музыкального, ладовых особенностей, манеры исполнения - таких специфичных моментов. Хотя сейчас науку эту называют "этномузыкология": это то же самое, просто название более точное. Это как в фильме про Шурика: он собирал тосты, и Нина его обозвала "фольклорист несчастный". А этномузыкология изучает исключительно музыкальную сторону фольклора.

- В чём заключается ваша работа, что наполняет ваш день как фольклориста?

- Как преподавателя - занятия со студентами, уроки. Причём уроки очень разные: от народного творчества, которое включает в себя изучение народных праздников, этнографии - быта людей, традиции, народного костюма, до, например, такой специфичной дисциплины, как расшифровка народной песни. Мы со студентами включаем аудиозаписи песен в исполнении носителей традиций - бабушек, которых записывали в экспедиции - и их расшифровываем, перекладываем песни на ноты.

Как специалист обязательно участвую в фольклорных экспедициях: чтобы оставаться специалистом, нужно понимать сохранность традиционной музыкальной культуры на сегодняшний день. Когда есть возможность - собираю чемоданы, еду в экспедицию.

- Почему вы выбрали именно эту специальность?

- Особо не выбирала, так получилось. В детстве училась в музыкальной школе, и почему-то педагог, у которой я занималась, решила, что мне надо пойти в музыкальное училище. Хотя я всю жизнь мечтала быть учителем начальных классов. Наверное, класса с пятого уже читала книги специальные, готовилась, очень любила с детьми заниматься, работала пионервожатой. Наталья Геннадьевна Зайцева, мой педагог по сольфеджио, сказала: "Почему бы не в музучилище?". Хотя Михаил Павлович (педагог по специальности - фортепиано) очень пессимистично смотрел на этот вопрос: он не видел меня музыкантом - видимо, из-за того, что что-то мне тяжело давалось. Конкурс на фортепианном отделении был большой, и я успешно завалила экзамен. Места были на "академическом хоре" - и я переложила заявление туда. Там ответили: "У нас всё занято, но сейчас "народный хор" открывается - давайте туда". Так я попала на специальность "Народное хоровое пение". Хотя перечень дисциплин что на фортепиано, что на "народном хоре" был примерно одинаковый: и фортепиано, и дирижирование по два раза в неделю, и программа такая же сложная, и сольфеджио, и гармония, и теория музыки - всё на достаточно высоком уровне.

- Вы не похожи на человека, который попал в профессию случайно. Когда же проявилась страсть к своему делу?

- В училище педагоги сумели привить интерес, заразить желанием заниматься народным творчеством. Дальше была учёба в институте культуры, где тоже были замечательные педагоги.

- Как получить такую специальность? Куда поступить? Чтобы стать музыкантом - нужно сперва получить свидетельство об окончании музыкальной школы?

- Сейчас по закону требования учебных заведений не должны никоим образом нарушать права человека. Причём, это не только на нашей специальности - такие положения во всех документах прописаны. Например, в нашем колледже получить образование бесплатно может любой человек, который не имеет среднего специального образования. То есть, если он окончил 11 классов, даже вуз - когда-то давно, - можно прийти и получить среднее специальное образование. Даже в 50, 60 лет - не имеет значения.

- А были и такие возрастные студенты?

- Да. Например, у нас училась Маргарита - в то время она была регентом хора Богоявления. Вместе с ней училась и матушка из этого храма - тоже человек зрелого возраста. На отделении инструментального исполнительства учился мужчина-военный - ему было под 50.

- Когда студенты оканчивают учёбу, куда потом идут работать, чем на хлеб зарабатывают?

- Возрастные ученики обычно идут обучаться целенаправленно. Например, Маргарита была регентом, и ей пригодился диплом преподавателя, руководителя академического хора - знания помогали ей в работе.

- А молодёжь на что может рассчитывать?

- Очень востребованы руководители детских фольклорных ансамблей. Не в каждой общеобразовательной школе у нас есть такие специалисты. В музыкальных школах их тоже не хватает. Фольклорное отделение существует у нас только в третьей школе искусств и во второй. И то в них работает всего по одному преподавателю. Во всех остальных школах народного отделения просто нет - а у нас в городе школ искусств целых пять.

- А доходы этих педагогов устраивают, или они выбирали профессию исключительно по зову души?

- Надо сказать, что студенты сейчас пошли очень разборчивые: прежде чем пойти устраиваться на работу, они спрашивают, сколько будут получать. И не везде их это устраивает. Я спрашивала у ребят. "Нет, там мало платят, мы не пойдём, лучше пойдём в общеобразовательную школу," - видимо, где стабильно, где побольше нагрузка и где есть возможность заработать. На сегодняшний день в общеобразовательной школе зарплата выше, чем в музыкальной.

- Как они могут подработать, если всё же выбрали работу не "по расчёту, а по любви"?

- Во-первых, в нашей профессии можно работать не в одном месте. Если, например, на основной работе тебя не могут нагрузить полностью, где-то можно найти подработку. Сейчас очень много детских центров, очень востребовано музыкальное развитие детей. Мероприятия можно проводить. Если владеть какими-то традиционными ремёслами, то можно и с мастер-классами выступать, и что-то делать своими руками.

- Когда вы начали работать, что для вас стало неожиданностью? Что в своей профессии вы себе представляли иначе?

- Надо сказать, что неожиданностей не было. Очень часто я сама принимала решения, ставила цели, делала так, как мне надо. И в этом меня администрация всегда поддерживала - так было в любом учреждении, где я работала. Любые мои какие-то предложения, идеи - всегда поддерживались. Может быть где-то не финансово, но, по крайней мере, делом.

И всегда со мной были рядом коллеги, которые очень помогали. Например, в дополнительном образовании всегда очень трудно набрать детей. Приходилось взаимодействовать с классными руководителями, которые целыми классами приводили ребятишек, и мы делали сувениры из глины. Работали целыми днями, группами. Потом очень хорошо лепили детки: со старшеклассниками мы даже начали ездить на конкурсы по глиняной игрушке, и достаточно успешно.

По проведению мероприятий интересных было очень много идей. В старом городе, например, на торговую площадь мы договорились, чтобы привезли лошадь с повозкой. И мы всех детей-кружковцев катали на этой лошади, пели масленичные песни.

Я даже не знаю, на какие деньги мы шили костюмы традиционные, сарафаны, но у нас весь коллектив был всегда одет.

Поддержка была всегда - и со стороны руководителей, и со стороны родителей.

- Что в вашей работе самое приятное и самое неприятное?

- Приятное - что есть неиссякаемые идеи в народном творчестве. Можно себя проявить совершенно в любом виде творчества. И постоянно какие-то рождаются идеи. Вот, наверное, рождение творческих идей очень всегда вдохновляет.

Самое неприятное - даже не знаю. Чтобы денег когда-то не хватало на какие-то идеи - никогда такого не было. Наоборот, как только появляются идеи - всё приходит. Я каждый раз думаю: если на месте сидеть и ничего не делать, точно ничего не получится. Но только вот немножко пошевелился - чуть-чуть буквально - как всё сразу на место встаёт. А так - особо неприятного нет. Благодарности ждать от детей, от учеников - это тоже дело неправильное. Дай бог, чтобы у них всё сложилось.

Вот, наверное, что бывает не очень приятно - это когда твои дети идут не по специальности. Ты вроде их растишь, воспитываешь, думаешь, какие они талантливые, умные, крутые; мы столько уже сделали вместе - а потом раз! - и этот ребёнок идёт в другую сферу, "пропадает", не звонит, не пишет, не спрашивает, как дела. Но это их выбор - они молодые, у них всё впереди. По крайней мере, они благодарят меня за своё детство, счастливое и весёлое, с фестивалями, конкурсами и экспедициями. Эти моменты они с теплом вспоминают.

- Бывают ли какие-то интересные и необычные случаи? Или у вас наоборот - никакой рутины, редкость, когда происходит что-то неинтересное?

- Редкость, когда что-то неинтересное. (улыбается) Вот недавно в поездку собрались, и я девочкам рассказывала давнюю историю: поехали мы как-то в Омск, на "Егорий Хоробрый" - есть такой очень хороший фестиваль, где побывать - большое счастье. Всё как обычно: купили билеты, сели, поехали. Едем, никого не трогаем, - заходят таможенники в Казахстане. Говорят: "Это ваши дети?" Отвечаю: "Мои".
- Где документы?
- Какие документы?
- На провоз детей через границу.
И они понимают, что у нас нет ни приказа на сопровождение, ни списка детей, ни согласия родителей, не говоря уже про нотариальные документы, которые нужны, если ребёнок несовершеннолетний. Ну, плечами пожал дяденька с собаками и ушёл. Привёл начальника поезда: так и так, мол, у вас тут коллектив едет на фестиваль, вы уж, пожалуйста, присмотрите, чтобы никто их не обидел и дети хорошо доехали в поезде. И с этими словами удалился.

Очень лёгкие мы тогда были на подъём, могли собраться - и поехать, что-то упустить - сейчас, конечно, без сопроводительных бумаг детей даже по городу нельзя провозить.

А вообще - у нас всё всегда очень интересно.

- Если у вас каждый день как праздник - как вы не устаёте, как удаётся сохранить силы, энергию, желание? Как ухитряетесь не выгореть?

- Да, это точно. Уметь вовремя отключиться от работы - надо уметь как-то это делать.

- Получается?

- Нет! (смеётся) Мозг всё время работает. Он может отдыхать, наверное, дней пять: спать, например. Потом опять начинается творческий мыслительный процесс.

Встреча с друзьями немножечко помогает переключиться и понять, что кроме студентов и учеников у меня есть ещё и свои дети, друзья, семья.

- К чему нужно быть готовым, если выбрал такую специальность?

- Быть готовым всё время быть на плаву, в творческом поиске, быть лёгким на подъём, потому что вариться в собственном соку - неправильно, нужно всё время что-то изучать, читать, исследовать. Почему-то у нас ребята молодые находят себя в этой профессии, но не всегда в ней складываются, специалистами не хотят оставаться, оставляют её этаким хобби. Особенно такое часто бывает у парней.

- Почему так происходит?

- Может быть, из-за низких зарплат: нужно гореть так, чтобы ещё и заработать столько, чтоб содержать себя, семью, ни в чём себе не отказывать. Парням тяжело - часто они параллельно ведут хозяйство, строят бизнес, подрабатывают, организуют свадьбы и юбилеи, играют Деда Мороза... Мальчикам приходится покрутиться. А жаль: очень бы хотелось, чтобы в профессии парней было побольше. Наука - это, мне кажется, всё-таки больше мужская сфера деятельности. И педагогов мужчин побольше бы хотелось, чтобы воспитание и образование не было однобоким.

- И всё же, несмотря на трудности, вы бы посоветовали сегодняшним школьникам пойти в фольклористы?

- Конечно, посоветовала бы. Во-первых, это современная, модная профессия. Потому что понять себя, свои корни, каким-то образом определить свою самоидентичность в своей стране - это очень важно для каждого современного человека, который будет заводить детей, будет их воспитывать. Это даёт уверенность. Помимо того, что профессия очень интересная, красивая, - не только ты ходишь нарядный в традиционной одежде, но ты и внутренне себя ассоциируешь с культурой своей страны. Можешь делать что-то руками, можешь петь. Такой разносторонний специалист и человек, который будет способен не только воспитывать чужих детей, но и, в первую очередь, вырастить достойными людьми своих.


"Всегда быть лёгким на подъём, в творческом поиске..."

"Всегда быть лёгким на подъём, в творческом поиске..."

"Всегда быть лёгким на подъём, в творческом поиске..."

"Всегда быть лёгким на подъём, в творческом поиске..."

"Всегда быть лёгким на подъём, в творческом поиске..."

"Всегда быть лёгким на подъём, в творческом поиске..."



1. Наталья
26.07.19 в 09:42   IP: 77.222.106.189
Голосов: +7 / -1
Наталья Мавлетжанова - человек замечательный, добрейшей души, энциклопедических знаний по народной культуре, исключительно творческий, великолепный педагог, которого обожают студенты и многочисленные друзья по всей стране, автор оригинальнейших проектов фестивалей по фольклористике. побольше бы нам таких людей - может, и перестали бы быть "Иванами, не помнящими родства". стали бы гордиться страной, в которой живем, ее историей и культурой.
2. Читатель
28.07.19 в 01:13   IP: 5.79.133.49
Голосов: +7 / -0
А ещё, пожалуй, в этой рубрике вообще первый герой, по-настоящему ей соответствующий: здесь речь как раз о профессии, требующей и специальных знаний, и не поверхностного, а глубокого образования и опыта. Все предыдущие герои никакими профессионалами не являются - они просто представители определённого рода деятельности. А уж депутат или блогер, согласитесь, и вовсе не профессии...
Но когда речь пойдёт о людях - настоящих профессионалах своего дела, - о которых пресса давно как-то подзабыла. Например, о настоящем, каком-нибудь виртуозе даже своего дела, каменщике, токаре, экскаваторщике, способном многокубовым ковшом закрыть спичечный коробок, о водителе троллейбуса или дальнобойщике, об отличном хирурге - да вообще отличном враче, ветеринаре, доярке, агрономе, милиционере, военном, сварщике с личным клеймом, конструкторе, пианисте (вроде Олега Каюмова), художнике (вроде Сергея Федосеева), писателе (вроде Бориса Миронова), учёном (вроде учёных мировой известности Валерии Масленникове или Всеволоде Анфилогове), воспитателе детского сада, парикмахере, геологе, машинисте тепловоза, или вот - взрывнике в ТРУ, или где там они ещё остались. И так далее. Словом, друзья! Вы затеяли неплохую рубрику, осталось наполнить её героями, чей профессионализм не вызывает сомнения у коллег, а профессии, как профессии, существуют в реальности и составляют основу всей бытийной жизни человечества. И Именно так - а как иначе? И чтобы никаких глупостей с депутатами, главами администраций, начальниками управляющих компаний, членами общественной палаты, кандидатами в губернаторы, и членами "Единой России"...


Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2023.
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А.
Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы.
Адрес электронной почты редакции: mail@newsmiass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+.
Яндекс.Метрика