Опубликовано: 12.07.2019 09:02 |
Сегодня, 12 июля, - день фотографа.
Несколько лет назад в филиале ЮУрГУ экспонировалась выставка работ русского фотографа Сергея Прокудина-Горского.
Цветные фотоизображения России начала XX века, и в том числе Миасса, привели посетителей в восторг, но многие, помнится, не могли удержаться от вопроса: "Это вы чёрно-белые фотографии раскрасили, что ли?". На что инициаторы и организаторы выставки, члены студенческого фотоклуба "Митенки", спокойно отвечали: "А вы сначала прочитайте, что здесь написано…".
И народ читал. А прочитав, снова подходил к снимкам, но смотрел на них уже другими глазами - без усмешки, с глубоким уважением к высочайшему мастерству русского мастера светописи, сумевшего первым получить цветные снимки самых разных уголков Российской империи.
Химик по образованию, всю свою жизнь посвятивший развитию фотографии, Сергей Михайлович Прокудин-Горский разработал собственный метод цветной съёмки, используя принцип разделения цвета на три основных компонента (красный, зелёный, синий). На стеклянную чёрно-белую пластину, установленную в фотокамеру, делались последовательно три снимка одного сюжета через три фильтра разного цвета. При одновременном проецировании на экран они накладывались один на другой, создавая полноценное цветное изображение.
Способ цветного проецирования, гениально простой и в то же время дающий потрясающий визуальный эффект, заинтересовал императора Николая II, который поддержал проект Прокудина-Горского по созданию фотообзора Российской империи.
Цель проекта была в первую очередь познавательная: ознакомить учащихся с памятниками архитектуры и искусства, пейзажами, достижениями промышленности и сельского хозяйства, бытом и культурой народов великой страны. Как говорил позже Прокудин-Горский, это был "единственный способ показать русской молодёжи всю мощь, всё значение, всё величие России…".
Для оснащения экспедиции по велению царя фотографу выделили переоборудованный в фотолабораторию железнодорожный вагон, пароход с командой, малый пароход, способный идти по мелководью, моторную лодку, а также автомобиль "Форд", пригодный для передвижения по труднопроходимым участкам Урала и его окрестностям. Кроме того, Прокудину-Горскому выдали на руки письменное предписание с указанием "повсеместно оказывать подателю сего необходимое содействие".
Первый в истории страны фото-этнограф провёл в поездке по России пять лет, посетив одиннадцать её регионов, сделав тысячи снимков и прочитав десятки лекций с демонстрацией отснятых слайдов: Мариинский водный путь, Туркестан, Бухара, Волга, Кавказ, Дагестан, Мурманская железная дорога, Урал.
Страна предстала на фотографиях Прокудина-Горского во всём своём многообразии: русские церкви и монастыри, роскошные дворцы и усадьбы, панорамы Твери, Тифлиса, Можайска, купцы и крестьяне, станки на фабрике, турбины гидроэлектростанции, сплав леса, обед на покосе, монахи за работой, еврейские мальчики с учителем, прессовальный станок для сена, Эмир Бухарский...
Нам, конечно же, особенно интересно разглядывать уральскую серию снимков. Миасс представлен всего на двух (да и то не сам город, а его окрестности), зато много златоустовских. И если гора Таганай за сотню лет мало изменилась, то этого никак не скажешь ни о железнодорожной станции, ни об улицах, домах и храмах соседнего города.
Кстати, Прокудин-Горский бывал на Урале несколько раз. Ильменское озеро и Златоуст он посетил осенью 1909 года.
…Последняя выставка снимков Прокудина-Горского состоялась в 1918 году в Зимнем дворце. После смерти фотографа уникальные фотоизображения России, сделанные на стеклянных негативах, были куплены у его наследников библиотекой Конгресса США.