Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru"

Новости Миасса. Версия для печати.
Опубликовано на сайте агентства новостей и информации "NewsMiass.ru".
Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=55042



8 июля 1944 года...
Автозавод "Урал" отмечает 75-летний юбилей со дня выпуска первого уральского грузовика

Рубрика: История Миасса/День в истории
Опубликовано: 08.07.2019 12:44

Отгрузка ЗиС-5В на фронт
Отгрузка ЗиС-5В на фронт

Автомобильный завод "Урал" сегодня отмечает 75-ю годовщину со дня выпуска своего первого грузовика. Первый уральский автомобиль "ЗиС-5В", ласково прозванный в народе "Захаром", сошёл с конвейера 8 июля 1944 года. За 75 лет, прошедших с момента выпуска "первенца", автозаводом "Урал" на дороги России и всего мира было выпущено свыше миллиона четырёхсот тысяч грузовиков марки "Урал", созданы десятки семейств мощных, выносливых и надёжных грузовиков. Сегодня автозавод "Урал" благодаря расширению и обновлению модельного ряда с учётом требований рынка грузовой техники и мнения потребителей, развитию товаропроводящей сети, является одним из лидеров российского рынка полноприводных грузовых автомобилей.

В октябре 1941 года правительством страны было принято решение об эвакуации промышленных предприятий в глубокий тыл. 15 октября Московский автозавод приступает к эвакуации работников и оборудования в Ульяновск, Челябинск, Шадринск, Троицк. Решение организовать в Миассе автомоторное и литейное производство, эвакуированное с завода ЗиС, Государственный Комитет Обороны страны принял 30 ноября 1941 года. Всего было вывезено 12800 единиц оборудования, размещённого на 7708 вагонах и платформах. На далёкий Урал в конце ноября 1941 года был отправлен эшелон с Московского автозавода с оборудованием цехов моторного и коробки скоростей. Оборудование прибывало на открытых платформах обледеневшее, занесённое снегом. Разгружая станки, материалы, детали, люди работали самоотверженно, работы велись круглосуточно. Снятые с железнодорожных платформ станки ставились на железные листы, катки и волокуши, и вручную доставлялись к местам установки. В цехах в срочном порядке устанавливалось новое оборудование, которое ждало запуска и наладки.

Было только начало войны, но прибывшие на Урал зисовцы хорошо понимали, что теперь успех общего дела - выбить врага - зависел и от них: чем больше моторов станет получать фронт, тем выше будет скорость наступления советских войск. Многое приходилось решать сразу - и доставку оборудования, и строительство цехов, и самое главное - размещение людей и обеспечение их всем необходимым. Стены корпусов только ещё достраивались, не было крыш и окон, но в морозную зиму прибывшие москвичи и миасцы, обогреваясь кострами и самодельными печками, начали давать первую продукцию. Работали круглые сутки, ночью - при свете карбидных ламп. Производственные корпуса возводились в рекордно короткие сроки. Уже в марте 1942 года начал работать первый цех нового завода, а в апреле 1942 года были собраны первые двигатели и коробки передач. Наравне со взрослыми в цехах трудились и подростки.

Страна остро нуждалась в автомобилях, и по решению Государственного Комитета Обороны 14 февраля 1943 года завод был преобразован в автомобильный. Перед выпуском грузовика монтажники не выходили из цехов по трое суток.

Первый уральский автомобиль "ЗиС-5В" сошёл с конвейера эвакуированного из Москвы завода 8 июля 1944 года. "Первенец" с номером 0001 вывел из проходной водитель Дмитрий Фролович Колесов. Сегодня его именем названа одна из улиц Миасса. "При огромном стечении автозаводчан автомобиль "коснулся передними колесами площадки, спрыгнул с рельсов и пошёл в ворота. ... Кто-то плакал, кто-то смеялся, и все тянулись к автомобилю, ибо каждый видел в этом грузовике долю своего труда", - так описал очевидец пуск первого грузовика. Второй и третий автомобили вывели из заводских ворот кадровые рабочие А.В. Мурашов и Д.В. Манаенков.

Иван Никитин, ветеран завода, тыловик, очевидец схода с конвейера первого уральского автомобиля, вспоминает: "Наступил день 8 июля, собрали 6 машин. Народу собралось много по обе стороны от конвейера. Дым пошёл, машина завелась, и автомобиль поехал. Все захлопали и закричали: "Ура, ура, ура!". И за ним все остальные машины выехали с конвейера. А потом не успевали вагоны подавать железнодорожные, грузить машины на фронт, на фронт, на фронт. И даже отец с фронта прислал письмо: "Вот получили машину, которую ты собираешь. Машина хорошая, безотказная, простая в управлении. Ребята её хвалят".

Автомобиль "ЗиС-5В" изготавливался по документации Московского ЗиСа. Двухосная бортовая машина грузоподъёмностью 3 т имела упрощенную конструкцию: кабину с деревянным каркасом, обшитую рейкой-вагонкой, деревянные подножки и брызговики, гнутые крылья, платформу только с задним откидным бортом, тормоза только задние, механические, и др. Автомобиль комплектовался двигателем "ЗиС-5М" повышенной мощностью до 76 л.с. и развивал максимальную скорость до 60 км/час.

20 июля 1944 года первая партия автомобилей нового автозавода была отправлена на фронт, а уже 30 сентября с конвейера сошёл тысячный автомобиль. Автомобили из Миасса сыграли значительную роль на завершающих этапах войны. Они считались лучшими грузовыми автомобилями военного времени, с честью прошли по дорогам войны вплоть до Берлина. Они перевозили людей и боеприпасы, доставляли почту и продовольствие. При необходимости "ЗиС-5В" использовали как тягач для артиллерийских орудий массой до 2,5 тонны. За годы войны уральские автомобилестроители отправили на фронт несколько тысяч грузовиков, солдаты и водители прозвали надёжный и выносливый грузовик "Захаром". На шасси "ЗиС-5В" делались топливозаправщики, полевые мастерские, понтонные автомобили.

В послевоенные годы Уральский автозавод освоил массовый выпуск автомобилей, необходимых народному хозяйству страны. Легендарная военная "трёхтонка" "ЗиС-5В" стала основателем целого модельного ряда уральских машин, среди них: покоритель целины "Эмка" - "ЗиС-355М", автомобили повышенной проходимости "Урал-375" (эпоха трёхосных бензиновых "Уралов). Далее последовала дизелизация миасских вездеходов (создание "Урала-4320" и целого семейства на его базе), было налажено производство автомобилей для сельского хозяйства, для нефтегазового комплекса, организация и производство вахтовых автобусов на шасси "Урал", выпуск бескапотных грузовиков, производство полноприводных автомобилей повышенной грузоподъёмности "Урал-6370" - таковы основные этапы автомобильной истории уральского автозавода. Каждый из этих автомобилей стал важнейшей вехой в истории создания современной техники марки "Урал". За 75-летний путь автозавод выпустил на дороги страны более одного миллиона четырёхсот тысяч автомобилей.

Диверсификация продуктовой линейки, постоянное обновление модельного ряда с учётом требований рынка грузовой техники и мнения потребителей, являются одними из основополагающих принципов деятельности предприятия. В 2015 году автозавод успешно вывел на рынок новый полноприводный автомобиль "Урал NEXT". В автомобиле "Урал NEXT" легендарная проходимость миасского внедорожника совмещена с современным уровнем комфорта, надёжности и безопасности. Также среди новинок, недавно представленных автозаводом "Урал", новая экспортная модель - бортовой автомобиль "Урал NEXT" с колёсной формулой 6х6 с правым рулём, модели грузовиков для строительной отрасли: самосвал "Урал-6370" с двигателем на метане, спецшасси с колёсной формулой 8х8 повышенной грузоподъёмности до 30 т, седельный тягач "NEXT" со спальным местом, грузопассажирский бригадный "Урал NEXT" с двухрядной кабиной и др.

В 2018 году автомобильный завод "Урал" объявил о старте серийного производства и начале продаж автомобилей дорожного семейства. Автомобили "Урал NEXT 6х4" могут использоваться на дорогах общего пользования и технологических дорогах. Дорожное семейство включает самосвалы грузоподъёмностью до 15,6 т для перевозки насыпных и навалочных грузов, седельные тягачи с полной массой автопоезда до 62 т и шасси под установку спецтехники. На шасси "Урала NEXT 6х4" планируется выпускать большое количество вариантов спецтехники, включая автокраны, автофургоны, мусоровозы, автоцистерны, топливозаправщики, комбинированные дорожные машины и др.

Предприятие ведёт активную работу по созданию автомобилей, работающих на альтернативных видах топлива. Сегодня автозавод "Урал" серийно выпускает автомобили "Урал CNG", в которых в качестве моторного топлива используется компримированный природный газ метан. Автомобили на альтернативных видах топлива расширяют продуктовую линейку предприятия.

Автомобили "Урал" стали более надёжными, более грузоподъёмными, удобными в эксплуатации, поскольку проведенная глубокая модернизация узлов, агрегатов и систем обеспечивает повышение удельных характеристик автомобилей и улучшение их эксплуатационных свойств, и позволяет достигнуть высоких показателей надёжности и качества. Постоянное повышение качества продукции и создание новых моделей в соответствии с требованиями потребителей позволит автозаводу "Урал" сохранить и укрепить свои позиции на рынке большегрузных автомобилей.

Сегодня автозавод "Урал" выпускает около 900 различных опций и комплектаций автомобилей под потребности заказчиков. В настоящее время автомобили "Урал" служат надёжными помощниками для энергетиков и нефтяников, железнодорожников, лесозаготовителей, автоперевозчиков и строителей. Благодаря высокой проходимости, эксплуатационной надежности и многофункциональности "Уралы" успешно работают в самых сложных условиях: тушат лесные пожары, помогают спасать людей, строить и развивать инфраструктуру отдаленных регионов. Сервисно-сбытовая сеть автозавода "Урал" включает более 100 сертифицированных сервисных центров, и это количество постоянно увеличивается.

В честь юбилея на автозаводе "Урал" проходят праздничные мероприятия: массовое гуляние для автозаводчан и жителей Миасса, пробег грузовиков по улицам города, выступление творческих бригад, праздничный концерт для ветеранов предприятия, собрания трудовых коллективов, торжественный вечер, в рамках которого состоится награждение сотрудников предприятия за трудовые заслуги.


ЗИС выезжает из проходной завода
ЗИС выезжает из проходной завода

Сборка первого автомобиля. На нём закрепляется флажок
Сборка первого автомобиля. На нём закрепляется флажок

Первый уральский автомобиль сходит с конвейера, 8 июля 1944 год
Первый уральский автомобиль сходит с конвейера, 8 июля 1944 год

Отправка автомобилей на фронт, 1944 год
Отправка автомобилей на фронт, 1944 год

Первые уральские машины едут на фронт, июль 1944 год
Первые уральские машины едут на фронт, июль 1944 год

Отгрузка ЗиС-5В на фронт
Отгрузка ЗиС-5В на фронт

Дорожный Урал NEXT 6х4, седельный тягач
Дорожный Урал NEXT 6х4, седельный тягач

Дорожный Урал NEXT 6х4, самосвал
Дорожный Урал NEXT 6х4, самосвал

Современные дорожные автомобили Урал NEXT 6х4
Современные дорожные автомобили Урал NEXT 6х4



Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2023.
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А.
Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы.
Адрес электронной почты редакции: mail@newsmiass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+.
Яндекс.Метрика