Опубликовано: 06.06.2019 13:50 |
Лодки на городском пруду |
С началом лета кто-то, возможно, вспомнил добрым словом парк в центральной части города, когда-то изобиловавший всевозможными аттракционами. А кое-кто постарше, чьё детство и юность прошли в южной части города, оживил в памяти городской сад - тот, "Симоновский", на улице Пушкина, напротив краеведческого музея.
Глядя сегодня на эту узкую, неухоженную полоску земли, невозможно представить, что когда-то здесь был прекрасный сад с аллеями, фонтанами, парковой скульптурой, буфетом, танцплощадкой, кинотеатром... Но он действительно был!
"Площадь сада, - описывал миасский писатель Борис Миронов городской сад послевоенных лет, - была как минимум в два раза больше, потому что танцевальная площадка со сценой и раковиной над ней для музыкантов и артистов располагались на сваях. По вечерам в выходные дни в саду играл духовой оркестр, и торжественно нарядные звуки его разносились над водной гладью. На музыку со всех концов города спешила молодёжь, потому что здесь давали концерты, а после них начинались танцы. К саду примыкала лодочная станция, где напрокат всегда можно было взять лодку".
Однако таким городской сад был не всегда…
В 1911 году Миасское сельское общество передало принадлежавший ему городской сад Вольному Пожарному Обществу в бесплатное пользование на 15 лет. 1-го мая сад был открыт, играл оркестр, запускался фейерверк. Входная плата для взрослых составляла 10 копеек, а для детей - пять копеек. В саду вскоре были организованы сеансы синематографа. На открытой сцене проходили театральные выступления. Зимой в саду устраивали каток.
Было время, когда сад соединялся аркой через улицу с бывшим садом дворян Романовских, где тоже играла живая музыка, работал буфет, действовала спортплощадка, стояли игральные столики…
В 1936 году сад, по-видимому, пришёл в негодность, потому что местная газета в рубрике "На темы дня" критиковала состояние излюбленного места отдыха миасцев: "Сад совершенно забыт. Заколочен вход. Изгородь требует покраски, во многих местах обрушилась. Ждут ремонта летний театр, веранда, танцплощадка и фонтан. В аллеях скамейки не мешало бы заменить более удобными или хотя бы покрасить имеющиеся. Причал для лодки обрушился".
Ещё через год на сад снова обрушилась очередная волна критики: ругали погибающие старые тополя, съеденные козами акации, незавершённое строительство танцплощадки, буфета и читальни.
Но в том же самом 1937 году дирекция клуба МНЗ, отвечавшая за состояние горсада, рьяно взялась за дело: завезла землю для газонов, разбила клумбы, закупила около 200 яблоневых деревьев в питомнике Черновского совхоза, завершила строительство танцплощадки, двух павильонов для настольных игр, читальни и "ракушки" для духового оркестра и эстрадных выступлений, начала подготовку к демонстрации немых картин, постановки спектаклей и концертов самодеятельности в закрытом театре.
Работы по благоустройству продолжались и дальше. Так, в 1951 году за три апрельских дня в саду было высажено около тысячи деревьев и кустарников, установлены скульптуры и торговые палатки.
И это ещё не всё. "На переднем плане у разбитого цветника сооружается постамент, на котором будет установлен большой бюст товарища Сталина, - сообщалось в печати. - Аллея украшается цветочными вазами и скульптурами. В конце сада началось сооружение эстрады и площадки для танцев. Ничего подобного в старом саду не было. Напилочники уже изготовили для сада десять скамеек. Столько же скамеек сделают трудящиеся треста "Миассзолото", горпромкомбината, артели "Объединение" и других предприятий".
А напротив сада размещалась лодочная станция Миасского напилочного завода. Рыбакам, любителям утреннего клёва, лодки выдавались в три часа ночи и до 12 часов дня. С 14 часов начиналась выдача трёхместных прогулочных шлюпок (их в распоряжении лодочной станции было 70!) и лодок для катания по пруду. На станции имелись два катера, на которых можно было совершить прогулку в верховья пруда. Водная станция принимала коллективные заявки для катания на катерах, и отбоя от желающих не было. Существовал даже специальный маршрут путешествия вокруг пруда. Катера работали до 22 часов вечера.
По словам Бориса Миронова, в годы его детства мальчишки устраивали по вечерам "мелкий заподляк": подплывали на лодке под танцевальную площадку (она, как вы помните, располагалась прямо над водой) и просовывали в щели прутики… Иногда ребятня прямо с лодок залезала на забор, которым была ограждена танцплощадка, чтобы послушать концерт и посмотреть на гуляющих.
Прочитать другие интересные материалы об исторических событиях и выдающихся людях нашего города вы можете в разделе "История Миасса" на нашем сайте.
Так выглядела танцплощадка в городском саду |
"Ракушка", в которой играл духовой оркестр, июль 1947 г. |
Лодки на городском пруду |