Опубликовано: 26.05.2019 11:33 |
Сергей Уралов (слева) |
Этот факт интересен и сам по себе, но вдвойне интереснее, если знаешь, что в составе агитпоезда был наш земляк, Сергей Герасимович Уралов (Кисляков): "советский партийный и государственный деятель, участник февральской и Октябрьской революций, кавалер орденов Ленина и Красной Звезды. В день Октябрьского вооруженного восстания Сергей Уралов в Петрограде командовал красногвардейским отрядом, занявшим типографию, где тут же начала печататься "Правда". В 1918-1920 гг. находился на руководящей работе в ВЧК, охранял квартиру В.И. Ленина. Занимал ответственные посты в СНХ, СНК РСФСР, Министерстве обороны СССР".
Информацию об участии Уралова в работе агитпоезда имени Ленина раскопал миасский краевед Василий Морозов.
Сам Сергей Герасимович писал о ней так: "В конце 1919 года я был командирован Президиумом ВЧК как представитель ВЧК в агитационно-пропагандистский поезд имени Ленина, который в связи с разгромом колчаковщины имел маршрут на восток. Я ехал с мандатом "железного Феликса" для организации и инструктирования губернских ЧК в районах Поволжья, Урала, Сибири…".
Подобные агитпоезда, ярко разрисованные символическими фигурами и революционными лозунгами, в годы гражданской войны отходили из Москвы довольно часто. Ленин придавал им огромное значение и оказывал всемерную помощь.
Поезд, шедший в сторону Урала по маршруту Москва-Самара-Уфа-Челябинск-Омск, носил имя Ленина и подчинялся большевику Л.И. Рузеру.
От жены Сергея Уралова (Кислякова) Марии Матвеевны Василий Морозов узнал, что она тоже была участницей этой памятной поездки. Юную Машу Кочеткову командировали секретарём и машинисткой в редакцию поезда.
Политредакция занимала большой пульмановский вагон, в нём размещались типография и радиостанция. В поезде ехали также писатели и поэты, имелись библиотека, кинопередвижка. Весь политический и литературный аппарат сотрудничал в газете.
По словам Марии Матвеевны, в Миассе посланцы революции пробыли два дня: проверили советские учреждения и райком, дав положительную оценку их работе; вскрыли недостатки ("медленно развёртывается отрезка кулацких земель бедноте, слабо решаются вопросы по обеспечению продовольствием семей красноармейцев"). Подчеркнули необходимость постройки узкоколейки для доставки торфа с торфяника на станцию и обеспечения топливом города.
Конечно же, прибытие в маленький городок странного поезда вызвало ажиотаж среди местного населения.
Сотни его жителей, а также жителей окрестных сёл побывали на станции, посетили библиотеку, которая щедро раздавала агитационную литературу.
Самое же сильное впечатление на неискушённую публику производили киносеансы, так как большая часть обитателей затерянного в Уральских горах Миасского завода впервые видела "живые картины".
Дочь бывшего миасского телеграфиста Н. В. Килундина (Крейн) поделилась с Василием Морозовым своими воспоминаниями: "Мне было тогда лет десять. Отец пришёл домой возбуждённый. "Ленинский поезд, - говорит, - остановился на путях". И повёл нас с братом на вокзал. В библиотеке мы читали детские книжки. Их продавали, но если не было денег, то давали бесплатно. На другой день мы смотрели в поезде кино. На экране увидели Ленина на Красной площади. Потом ребятишкам показали картину "Стрекоза и муравей".
Прочитать другие интересные материалы об исторических событиях и выдающихся людях нашего города вы можете в разделе "История Миасса" на нашем сайте.