Опубликовано: 13.05.2019 11:38 |
Всё меньше остаётся на земле ветеранов самой страшной и самой кровопролитной войны XX столетия. И как же важно нам успеть узнать, расспросить, выпытать подробности у тех, кто жив, кто помнит и не прочь поделиться воспоминаниями.
Не все любят вспоминать пережитое - слишком тяжелы воспоминания, хотя со дня Победы прошло не одно десятилетие. Но иногда, под настроение, ветераны начинают говорить.
Артиллерист-миасец Василий Копытов на расспросы дочери мягко отвечал: "Зачем тебе это знать, доча? Было - и прошло. И слава Богу…".
Тем не менее, Ольга, выбрав удобный момент, сумела разговорить отца. Вот что она узнала.
- В 19 лет отца призвали в армию. С началом войны их 508 гаубичный артиллерийский полк бросили сразу в самое пекло. И в первом же бою полегли почти все, кроме нескольких чудом выживших. Среди этих "счастливцев" был отец. А потом - Второй Белорусский фронт, резерв Главного Командования, Ленинградский фронт, освобождение Смоленска, Курская дуга… В 40 километрах от Восточной Пруссии случилось страшное: под машиной, в которой ехал отец, взорвалась мина. И снова погибли все, кроме него. Видно, в рубашке родился.
- На войне смешного мало. Какой уж тут смех, когда рядом погибают твои товарищи?.. Но иногда всё же случаются забавные истории. Погиб в отцовском полку повар. Командир приказывает: "Давай-ка, Василий, берись за дело! У тебя получится!". Ну папа и взялся. Рассчитал, сколько чего класть (пригодился довоенный опыт счетовода), сварил первую кашу… Все получилось хорошо. Так и начал он кормить солдат. Да только не знал, что командиру надо мясца побольше класть. Да и маслица тоже. По доброте душевной Василий оделял все миски одинаково и сам рядом кушать садился.
- Однажды отцовский полк передвигался ночью. Темнота - хоть глаз выколи, а скоро рассвет, кашу надо варить, кормить бойцов. Набрели на какой-то водоём, набрал повар воды, печку раскочегарил - и успел завтрак приготовить. Едят артиллеристы, похваливают: "Ну и молодец же ты, Василий! Кашу такую сварганил, что язык можно проглотить!". И командир доволен, подзывает к себе кашевара, улыбается и шепчет: "Наконец-то ты понял, как надо начальство кормить. Мясо-то где добыл?". И вытаскивает из миски куриную ножку… Только куриную ли?.. Ножка оказалась… лягушачьей! Командир аж позеленел от негодования: "Вон из поваров!" - и, держась за живот, бросился в ближайшие кустики. А однополчане знай себе кашу нахваливают и косточки обсасывают - они-то давно просекли, что к чему. Отец, по правде говоря, обрадовался своему "свержению с хлебного места" - надоело ему в поварах ходить - и снова стал артиллеристом.
Прочитать другие интересные материалы об исторических событиях и выдающихся людях нашего города вы можете в разделе "История Миасса" на нашем сайте.