Опубликовано: 12.05.2019 10:31 |
Электромонтёр прессового цеха № 1, штангист, чемпион города в тяжёлом весе, один из первых тренеров автозаводской секции тяжёлой атлетики, ныне покойный автозаводчанин Иван Налимов, как оказалось, в фильме "Падение Берлина" был дублёром главного героя, роль которого исполнил именитый актёр Борис Андреев.
Иван Налимов, уроженец деревни Большой Камаган Чашинского района Курганской области, после окончания ремесленного училища работал слесарем в Нижнем Тагиле, а в 1943 году был призван в армию. Служить пришлось долго, а вот воевать с фашистом не довелось.
Был он стрелком, автоматчиком, окончил танковую школу. В июле 1945 года попал в Германию в составе группы советских оккупационных войск.
В 1949 году танковая часть, где служил Иван, стояла в небольшом восточно-германском городке. Жизнь солдат шла по армейским законам, пока не поступил приказ подразделению Налимова выехать на место съемок фильма "Падение Берлина"…
А теперь откроем дневниковые записи Ивана Григорьевича.
"Вчера утром мы приехали на место съёмок фильма "Падение Берлина". Погода пасмурная, тучи, дождик. Съёмку вести невозможно.
Мы поставили машины и накрыли их брезентом. Местность представляет собой несколько высот с кустарником и редкими соснами. Перед высотами - поле со скудной травой. Высоты изображают укреплённый район противника и изрыты траншеями, воронками, блиндажами, дзотами и т.п.
На склонах установлены орудия различных калибров. Их стащили сюда со всех окрестностей, чтобы изобразить оборону. На одной из высот установлены противотанковые надолбы, сделанные из бумаги и раскрашенные. Не пощупавши собственноручно, никогда не скажешь, что они бумажные.
Рядом - противотанковые препятствия "из тавровых балок", но на самом деле они из досок. Проволочные заграждения, надолбы, ежи, орудия, расставленные на высоте, делают её настоящим укреплённым пунктом".
"…Сегодня солнечно, погода для съёмок подходящая. Прибыли машины с установками, прожекторами, аппаратурой.
Приехал режиссёр Чиаурели, дважды лауреат Сталинской премии, и дал указания, что и как делать. Аппаратуру установили на высоте слева. Нужно было снять танки, движущиеся в колонне.
Мы вытянулись на рядом стоящей высоте. Стояли долго. Вышло солнце, постановщик махнул фуражкой, и танки двинулись. Проехать нужно было всего метров 50. Первый раз получилось неудачно, и съёмку прекратили.
Сделали второй заход. Командиры танков стояли в своих люках, я ехал на танке № 84. В этот раз получилось хорошо".
"Натянули маскировочную сетку, туда зашли артисты, исполняющие роли Жукова, Чуйкова и Смирнова. Надо сказать, артисты очень схожи с оригиналами этих полководцев.
Жуков командует операцией, ведя наблюдение за полем боя. Ему докладывают, что задержан немецкий солдат из танковой части. На допросе пленный заявил, что немцы намерены сдать Берлин американцам, а не русским. Жуков утирает пот с лица и в раздражении отдаёт команду: "Возобновить атаку на вёем протяжении прорыва!"
Сбежалось много народу смотреть эту сцену. На то место, где находилось командование, было наведено два громадных прожектора, несмотря на то, что светило солнце. Сняли момент марша - и машины направились в полевой парк".
"…Не успели поставить танки, как режиссёр потребовал вернуться. На этот раз нужно было снять наступление на Одерском плацдарме - изобразить ночную танковую атаку при свете прожекторов.
В истории войны это было одно из крупнейших наступлений, в котором ослеплённый противник понёс страшные потери. И вот сейчас нужно было сделать точно такое же наступление.
На опушке леса поставили множество прожекторов. Танки расположили таким образом, что каждый находился между двумя прожекторами в двух метрах сзади.
Режиссёр Боголюбов стоял возле аппаратуры и подавал сигналы прожектористам и танкам для начала движения.
Установка была такая: один прожектор дает вертикальный луч, затем его опускают вниз, и, как только луч касается земли, включают сразу все прожекторы. И в это миг танки, стоящие на противоположном фланге, начинают движение".
"Внимание!.. К машинам!.. По местам!" Режиссёр, стоящий возле аппаратуры, снимает фуражку… Взметнулся вертикальный луч. Медленно опускаясь, коснулся земли, и десятки ослепительно ярких лучей пронзили вечернюю тьму!
От большого количества искусственно созданных цветных дымов трудно было дышать, и мы с нетерпением ожидали сигнала. Как только лучи осветили местность, танки один за другим стремительно рванули вперёд. В это время прожекторы двигались то вправо, то влево, создавая перекрестье лучей.
Эта операция повторялась несколько раз. И сколько было удивления, когда Боголюбов объявил, что снимать будем завтра, а сегодня была просто тренировка. Момент, который надо снять, займет не более трёх минут, а готовиться к нему надо день-два".
"Боголюбов рассказал такой случай. Во время съёмок одного крупного наступления танков в сопровождении пехоты и при поддержке авиации один пехотинец оставил на поле пулемёт. Танк, идущий в этом направлении, увидев пулемёт, остановился - нельзя же помять пулемёт! Из-за этого сорвалась вся съёмка, танки и авиация вынуждены были вернуться.
Сегодня, то есть 11.08.49 г., должны были снимать наше вечернее наступление, но начался дождь, так что навряд ли что-то состоится. Прожекторы уже наготове, танки тоже готовы выйти в любую минуту".
"13.08.1949 г. …Началась съёмка. Режиссёры носятся по полю, указывая, где создать дымы. Зажглись прожекторы, танки завели моторы, и все превратилось в сплошной гул. Посыпались разноцветные ракеты, и поле окуталось цветными дымами. Режиссеры загибают в "Бога мать", когда кто-либо делает не так. Кричат, ругаются, горячатся, но никто в дыму их не видит, и крик их голосов поглощается гулом моторов.
После нескольких репетиций удалось снять ночную атаку танков при свете прожекторов".
"Сегодня приехал Б.А. (Борис Андреев). Я поставил свой танк на вершину высоты и вылез из него. Смотрю - стоит солдат в каске. И я бы не обратил на него внимания, если бы рядом не стоял пожилой мужчина в плаще и кепке, в котором я узнал режиссёра Чиаурели.
Солдат был среднего роста, широкоплечий, с широким и пухлым лицом, впалыми глазами и волосатой грудью, показывающейся из расстёгнутой гимнастерки. Одет в солдатское обмундирование, кирзовые, потрёпанные сапоги и каску. Ремень спущен с небольшого, выдающегося живота и висит очень низко. Заправка незавидная… В тот момент, когда он сказал: "Привет!", я узнал в нем того самого Харитошу и Назара Думу. Андреев!..".
"Целый день создают обстановку для атаки наших танков. Мы прорвали оборону немцев. Слева идут две "пантеры". Наши танки идут на надолбы. Мой танк № 84 должен пройти возле горящего дзота. За мною танк № 82 с надписью на башне "Вперёд на Берлин!". По высотам и в лощине пораскидали кукол, изображающих убитых немцев. Спереди дзота лежат два "фрица", на углу дзота ещё один вниз головой, а чуть повыше, возле дерева, - "фриц", уткнувшись головой в песок.
"Пантеры" идут по высоте. На левом её склоне несколько берёзок и кустарник, правее - несколько сосен и траншея, а еще правее - проволочное заграждение в два кола. В кино это всё должно быть видно".
"При съёмках одного боевого эпизода мне посчастливилось быть вместе с народным артистом СССР Борисом Андреевым. В дни, свободные от съёмок, занимались обычными делами: учились армейскому делу, ухаживали за техникой.
В один из таких дней я со своим взводом проводил занятия по физподготовке. Подбежал связной и сообщил, что меня срочно вызывает командир роты. Я отправился к командиру. С ним рядом стоял человек в гражданской одежде. Продолжая начатый до меня разговор, командир говорил о ком-то собеседнику: "Физически развит… спортсмен…"
- Это находка! - посмотрев на меня, воскликнул человек в штатском. - Сейчас я его покажу Боголюбову.
Подошли к Боголюбову. Тот осмотрел меня внимательно с ног до головы и, одобрительно кивнув головой, сказал: "Пойдёт!" И тут же посвятил меня в свой режиссёрский замысел.
- Идёт жаркий бой. Обе стороны несут тяжёлые потери. Вдруг ожил фашистский танк и двинулся на наши позиции. Орудия молчат - нет снарядов, в живых осталась горстка людей. Враг не должен пройти, позиция должна быть удержана. И тогда главный герой Алексей Иванов (по сценарию) на ходу вскакивает на борт, подбирается к башне и сквозь разбитый смотровой прибор кидает внутрь гранату. Едва успевает спрыгнуть и отбежать, как танк взрывается и горит. Единоборство с немецким танком хотим поручить вам. Это вы сделаете вместо Бориса Андреева. Сможете?
Мне, танкисту и спортсмену, ничего иного и не мыслилось, как дать согласие. Меня привезли к главному режиссёру Михаилу Чиаурели. Он обошёл вокруг меня и тоже сказал: "Пойдёт!".
"На следующий день мы встретились с Борисом Андреевым, и тот меня поразил своей простотой. Боголюбов предложил нам поменяться обмундированием.
Андреев благополучно влез в мою одежду, а вот я… не смог. Гимнастёрку надел, а брюки не сходились, сапоги были узки в подъёмах. Пришлось опять размениваться.
Андреев, надевая свои сапоги, сказал с улыбкой: "Да я эти сапоги за здорово живёшь тебе и не отдам. Мне их сшили, когда я снимался в фильме "Два бойца".
Начались репетиции. Подошла "34-ка", разукрашенная под "немца", с крестами на бортах, и мы с ней сделали первый дубль. Танк двигался, я кинулся ему наперерез, вскочил, подобрался к башне - и вижу перед танком сигнал отбоя, красную ракету".
"Танк отходит на исходную позицию, мы - режиссёр, оператор, Андреев, я - собираемся в кучку. Они весело смеются. Режиссер говорит: "Так в чехарде прыгают". Наперебой подсказывают мне, как надо влезать на танк. Оказывается, лёгкость, с какой я всё это проделал, для кино не годится… Лишь на третий день оператор с режиссёром добились от меня того, чего хотели.
И все-таки чуть позднее, в Бабельсбергской киностудии в Потсдаме (на базе которой проводились все работы над фильмом), при очередном просмотре я услышал в зале возглас: "Ну, это уже не Боря!". Расстались мы с Борисом Андреевым друзьями. Позже он, оказывается, бывал в Миассе…".
Кстати…
Прочитать другие интересные материалы об исторических событиях и выдающихся людях нашего города вы можете в разделе "История Миасса" на нашем сайте.