Опубликовано: 27.04.2019 12:31 |
В конце 19 века уральская металлургическая промышленность переживала период упадка. На изучение этой проблемы царское правительство направило профессора Дмитрия Ивановича Менделеева.
Почти весь Средний и Южный Урал исколесили учёные. 65-летний Менделеев побывал в Перми, Кизеловском заводе, Екатеринбурге, на Чусовом заводе, на горе Благодать, в Нижнем Тагиле, Тобольске. Смотрел Билимбаевский, Кыштымский, Верхнеуфалейский заводы.
В специально предназначенном для экспедиции поезде Менделеев ехал через Челябинск, Миасс, Златоуст.
Среди коллег Менделеева, ездивших с ним по Уралу, - Пётр Андреевич Земятченский, оставивший описания путешествия из Златоуста в Миасский завод и далее в Башкирию.
"Путь от Златоуста до Миасса замечательный в своём роде. Особенно красивых видов здесь нет, зато дорога делает такие петли и крутые повороты, что несколько раз на этом небольшом расстоянии поезд совершенно возвращается назад и прошедший путь виднеется всего в сотне или, может быть, нескольких десятках саженей.
Поезд двигается страшно медленно, поднимаясь всё выше и выше, и, обойдя Александровскую сопку, утёсы которой виднеются всего верстах в 2-3 от дороги, начинает быстро спускаться в долину Миасса. Дорога перевалила через Уральский хребет. Далее до Миасса она то и дело ныряет в глубокие выемки в скалах. (…) Крушение поездов здесь обыкновенное явление.
(…) Миасский завод производит впечатление хорошего, бойкого городишки. Кроме обычных для провинциальных городов деревянных домиков, здесь довольно много видных каменных построек.
Кроме множества лавчонок, торгующих всякой снедью, есть несколько отличных магазинов. На домах то и дело выделяются вывески: портной, сапожник, часовых дел мастер, колбасная, булочная, "номера" и др. За отсутствием времени я не смог познакомиться поближе с окрестностями Миасса, очень интересными по своим золотым богатствам и разнообразию редких минеральных видов".