Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru"

Новости Миасса. Версия для печати.
Опубликовано на сайте агентства новостей и информации "NewsMiass.ru".
Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=53975



Как в Миассе "гостила" агитэскадрилья
Кто прилетел в провинциальный городок осенью 1936 года?

Рубрика: История Миасса
Опубликовано: 13.04.2019 17:42

В 1936 году, на пустыре между Миассом и селом Черное (ныне Черновское) приземлился самолет У-2. Самолёт-шпион?.. Диверсанты?.. Не спешите. Расскажем обо всём по порядку.

В январе 1931 года IX съезд ВЛКСМ принял решение о шефстве комсомола над военно-воздушным флотом. В авиацию пошли тысячи юношей и девушек, вдохновлённых именами Коккинаки, Гризодубовой, Леваневского.

Набор в лётно-планерную школу объявили и в Миассе. К концу сентября 1936 года поступило более 60 заявлений, в том числе и от трёх девушек.

А в начале октября молодые планеристы получили возможность своими глазами увидеть настоящий самолёт из агитэскадрильи имени Максима Горького - да не просто увидеть, а даже подняться на нём в небо.

Что же это за агитэскадрилья такая?..

Сбор средств на создание агитэскадрильи имени Максима Горького инициировал в октябре 1932 года журнал "Огонёк". За год с небольшим удалось собрать шесть миллионов рублей, и с 5 мая 1933 года началась регулярная работа эскадрильи. С Центрального аэродроме совершались агитационные и демонстрационные полёты и перелёты по всей стране.

Некоторые самолёты получили имена по названиям печатных изданий: "Работница", "Правда", "Огонёк", "Красная Звезда", "Пионерская правда" и другие. Был даже "Крокодил" (АНТ-9), остроумно "загримированный" под зубастого хищника по эскизам карикатуриста Бориса Ефимова.

Предполагалось, что флагманом агитэскадрильи станет самолёт-гигант "Максим Горький": длина фюзеляжа - 32,5 м, ширина - 3,5 м, высота - 2,5 м, размах крыла - 63 м. Машины таких размеров не создавались нигде в мире ещё почти полтора десятка лет.

Самолёт имел автоматическую телефонную станцию, пневматическую почту, мощный громкоговоритель радиостанции "Голос с неба", фотолабораторию, киноустановку для показа пропагандистских фильмов прямо на аэродроме (вначале планировалось проецировать изображение в полёте на облака, но эта затея оказалась технически неосуществимой). Были помещение для типографии, способной во время полёта за час напечатать до 10 тысяч листовок, и мини-электростанция.

17 июня 1934 года "Максим Горький" совершил свой первый полёт. Через день во время встречи челюскинцев "небесный агитатор" пролетел над Красной площадью, сбросив вниз 200 тысяч листовок. А 18 мая 1935 года в небе над Москвой произошла крупнейшая авиакатастрофа: истребитель И-15, сопровождавший АНТ-20 "Максим Горький", выполняя фигуры высшего пилотажа, врезался в крыло воздушного гиганта, и обе машины рухнули на землю…

Несмотря на трагедию с флагманом, агитэскадрилья просуществовала пять лет, выполнила сотни агитрейсов, провела более трёх тысяч митингов. В целом различными мероприятиями удалось охватить более десяти миллионов человек.

И среди этих миллионов были жители Миасса!

8 октября 1936 года "Рабочая газета" сообщила, что 4 числа в Миасс прилетел самолёт "Коммунист"-СССР-1803", чтобы "ознакомиться с развёртыванием стахановского движения в тальковой промышленности и мобилизовать рабочих на дальнейшее внедрение стахановского метода".

Уже на следующий день после прилёта, 5 октября, на встречу с лётчиком В.И. Кизиловым и бортмехаником В.П. Колпаковым с рудников приехали лучшие рабочие-стахановцы. Экипаж ознакомился с тальковым производством и поучаствовал в общем собрании рабочих, где стахановцы критиковали недостатки, тормозящие стахановское движение.

6 октября рабочих с жёнами и детьми, а также стахановцев с рудников на автомашинах отправили к месту посадки самолёта. После митинга, на котором лётчик Кизилов рассказал о значении авиации в нашей стране, началось самое интересное. Миасцы на самолёте, которым управлял Кизилов, летали над городом.

Вот как описала это событие "Рабочая газета": "Поле было запружено стахановцами, рабочими и их семьями. Самолёты в Миассе - редкое явление, большинство в воздух поднялись впервые. Свои впечатления они записывали в бортовой журнал самолёта. Габедин Шарафутдинов, забойщик Кирябинского рудника, написал: "Я старик, мне 50 лет, а сегодня я имел счастье покататься первый раз на самолёте…".

В общей сложности 44 человека поднимались в этот день на высоту до 400 метров.

Впервые летала и молодёжь из Миасской планерной школы, которая позже тоже поделилась своими впечатлениями.

"Когда я поступил в лётно-планерную станцию учиться, - писал некто Кулябин, - мне хотелось узнать, как чувствуют себя люди, которые летают в воздухе. И вот я впервые поднялся в воздух. Во время подъёма и движения по прямой чувствовал себя хорошо, но когда пилот, выключив машину, сразу опускал её вниз, как камень, а также при разворотах на 90 градусов и 180 градусов, как-то начинало трогать, как говорят, за живое…".

"День выдался туманный, видимость плохая, но все же полёты открыли, - рассказывала курсант Ефимова. - Я летала первой из всех курсантов. Дали старт. Самолёт, плавно покачиваясь, летел над городом, и никаких страхов не было. Только во время разворотов, когда создаётся крен, появлялось небольшое сомнение - не вытряхнешься ли из кабины?.. Но это, наверное, от того, что я летала в первый раз. Летать хорошо! После полётов я ещё крепче решила посвятить себя авиации и стать хорошим лётчиком".

"Долго я думала, как это люди летают на самолёте, - признавалась Растворова. - И вот 6 октября я без всяких волнений села в самолёт. Самолёт вдруг встрепенулся. Думала, что у меня закружится голова, но, наоборот, я чувствовала себя в самолёте очень бодро. Как только закончу лётно-планерную школу - обязательно стану лётчиком!".

А вот самый подробный рассказ миасца о первом в жизни полёте: "Я очень ждал своей очереди, и она, наконец, наступила. Вскоре я уже сидел в самолёте, пристёгнутый ремнём. Пилот прибавил обороты, шум и ветер усилились, и мы покатились по земле. Через некоторое время я почувствовал, что мы оторвались от земли и начали быстро набирать высоту. Взглянув за борт, я увидел быстро уплывающую землю, и вскоре мы летели уже над миасским прудом. Но вот пилот выключил мотор, и мы начали проваливаться вниз. Создалось впечатление, что проваливаешься не вместе с машиной, а один. Затем делали боковые крены. Сделав круг над городом, мы полетели вдоль пруда, затем над лесом и вскоре пошли на посадку. Так окончился этот необычный, но хороший промежуток времени, сильно на меня подействовавший. И я ещё больше, чем раньше, решил посвятить себя авиации".

7 октября 1936 года лётчики агитэскадрильи побывали в редакции "Рабочей газеты". Бортмеханик В.П. Колпаков рассказал, что самолёт направлен для обслуживания предприятий главного управления неметаллургической промышленности (Главнемет) и что они уже посетили ряд рудников и предприятий Восточной и Западной Сибири и Урала, Свердловск, Челябинск и т.д.

"Хотели мы остановиться в Кыштыме, но дым от лесных пожаров затруднил посадку, - посетовал он. - Собирались лететь на мраморный завод, за Златоуст, но из-за отсутствия посадочной площадки думаем лететь в Карталы".

А на следующий день, 8 октября, в два часа дня самолёт "Коммунист" поднялся с посадочной площадки за прудом и вылетел в Карталы.

Окончание следует…



Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2023.
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А.
Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы.
Адрес электронной почты редакции: mail@newsmiass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+.
Яндекс.Метрика