Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru"

Новости Миасса. Версия для печати.
Опубликовано на сайте агентства новостей и информации "NewsMiass.ru".
Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=53879



…И всё-таки, из какого камня сложен старый миасский вокзал?
Старейшему станционному сооружению Челябинской области нынче исполняется 115 лет

Рубрика: История Миасса
Опубликовано: 06.04.2019 11:11

19 (31) мая 1891 года в России официально началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали - самой длинной железной дороги в мире (более 9 тысяч километров). Однако фактически оно стартовало раньше - в начале марта 1891 года, когда началась разработка участка Миасс - Челябинск.

Первый поезд (рабочий, со стройматериалами) миасцы встречали 5 июля 1892 года. Построенный в том же году вокзал был деревянным рабочим помещением. А в начале XX века (1904 год) появилось уже каменное здание, выполненное в модном тогда стиле "модерн".

Новый принцип построения объёма "изнутри-наружу" сказался в композиции вокзала. К центральному объёму с несимметричным фасадом присоединяются дополнительные, в виде тамбуров-входов, и служебного помещения, переход в которое осуществляется через тамбур-коридор.

Знаменательно обращение к традиционному строительному материалу (камню) и использование контраста различно обработанных его поверхностей - гладкой, слегка отшлифованной, и грубой обработки, имитирующей "дикий" камень. Центр несимметричного фасада, где располагается выход на перрон, выделен треугольным фронтоном. Такую же форму имеет фронтон рабочего помещения и боковых фасадов здания.

В сознании простых миасцев (не специалистов в области минералогии) прочно укрепилась следующая информация:

Эти сведения знакомы всем нам с детства, и вряд ли кому-то хоть раз пришло в голову усомниться в их правдивости.

На самом же деле при строительстве вокзала использовался вовсе не миаскит...

О том, откуда взялась легенда о миаските, когда-то со знанием дела рассказала кандидат исторических наук, автор многих научных и научно-популярных работ об Ильменском заповеднике, природе и людях нашего края Людмила Аркадьевна Буторина - ныне, к сожалению, ушедшая от нас.

Вот эта история, выстроенная в хронологическом порядке.

1829 год.

Крупнейший минералог первой половины XIX века Густав Розе, сопровождавший академика Гумбольдта в его путешествии по России, совершил двухдневную экскурсию по Ильменским горам. 13 лет спустя он опубликовал её результаты, включив туда описание 20 ильменских минералов, в том числе совершенно до этого неизвестных. Породу, из которого сложены Ильменские горы, Розе назвал "миаскит".

1897 год.

Участники VII сессии Международного геологического конгресса отправляются на экскурсию по Уралу и посещают Ильменские горы. Профессор Горного института, директор Геологического комитета России Александр Карпинский показывает иностранным гостям серый в крапинку камень: "Господа, посмотрите на эту породу из семейства нефелиновых сиенитов. Впервые открыта в Миассе и называется миаскитом".

1912 год.

На миасский вокзал приезжает академик Александр Ферсман, восторгается видом станционного здания, а позже, вспоминая свой приезд, в книге "Самоцветы России" пишет: "В Миассе нас встретил вокзал из миаскита".

Конец 70-х-начало 80-х годов.

Сотрудники Ильменского заповедника затевают разговор о вокзале и задаются вопросом: из какого карьера были взяты блоки миаскита для строительства такого большого здания? Чтобы найти ответ, доктор геолого-минералогических наук Борис Чесноков откалывает кусочек камня от здания станции, кладет под микроскоп и… Видит кварц, который является составной частью серого гранита, и понимает, что великий Ферсман ошибся: миаскит (геологи называют его "нефелиновый сиенит") и серый гранит легко спутать, с виду они абсолютные близнецы.

Так была разоблачена легенда о вокзале из миаскита. А якобы имевший место факт о том, что американцы собирались выкупить наш вокзал,- это, по словам Людмилы Буториной, тоже неправда. Подобные разговоры возникли, видимо, в связи с имеющимся в Ильменах огромным разнообразием радиоактивных минералов.

В конце 80-х годов юные геологи из ЦДЮТиК вместе с руководителем Ириной Егоровой заинтересовались, какой всё-таки гранит использован для строительства станционного здания. С помощью научного сотрудника института минералогии УРО РАН Альфреда Баженова ребята исследовали и сравнили составы местного гранита и вокзального. Они оказались разными. И снова встал вопрос: так откуда же в таком случае был привезен камень?..

Попытки Людмилы Буториной отыскать архивные документы, в которых говорится о строительстве миасского вокзала (возможно, там как раз указана и родина серого гранита, и фамилия архитектора), успехом не увенчались.



Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2023.
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А.
Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы.
Адрес электронной почты редакции: mail@newsmiass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+.
Яндекс.Метрика