Опубликовано: 20.04.2017 16:32 |
Вчера, 19 апреля, в Доме народного творчества в рамках цикла городских семинаров по различным жанрам традиционных ремесёл и декоративно-прикладного творчества состоялась встреча рукодельниц с ведущим мастером по лепке из глины, участником и победителем городских, областных и всероссийских конкурсов Василием Лашмановым. Более двух лет он работает в Доме народного творчества города Миасса, обучает детей и взрослых работе с глиной.
Тема семинара звучала как "Традиционная лепка и роспись глиняной посуды", поэтому мастер стремился в ходе теоретической части привлечь внимание участников к более широкому использованию в своём творчестве традиционных способов лепки чашек, кружек и пиал. Оказывается, в эпоху нового каменного века (эпоха неолита), технология изготовления посуды на Южном Урале была многообразной. Хорошо известны были пластический, жгутовый, ленточный, текстильный способы лепки. Чаще всего использовался жгутовый способ: вручную наращивали жгутики виток за витком, делая диаметр каждого витка меньшим или большим, в зависимости от конфигурации сосудов.
В ходе семинара мастер рассказал об особенностях глины, которую он привозит из разных мест нашей области, её составе, последовательно познакомил слушателей со всеми четырьмя способами лепки вручную, продемонстрировал образцы готовой посуды. "Глину нужно прочувствовать, вся она разная. У керамистов много брака, ведь глина - самый капризный и хрупкий материал. С другой стороны, если глина хорошая и всё сделано технологически правильно, то такая посуда долговечна", - делился опытом Василий Лашманов.
Когда же пришло время применить полученные знания на практике, каждый выбрал для себя свой способ лепки. Выбирали, исходя из собственного опыта. Кто-то уже знал тонкости работы с глиной, кто-то прикоснулся к этому материалу первый раз. Новички брали более пластичную глину, похожую по мягкости на пластилин и, помня наставления мастера, пытались делать первые свои изделия. Скоро начали появляться новорожденные пиалы, вазочки, чаши. С помощью стеков, текстурного материала и рифленых поверхностей на них наносили узоры. Опытные же участники семинара сразу лепили глиняную игрушку, узнавая тонкости изготовления качественной свистульки у мастера.
Сырые готовые изделия участников семинара Василий Лашманов забрал на обжиг, и, раздав всем уже обожжённые пиалы, начал рассказывать о росписи глиняной посуды глазурями. Подбор глазурей является архиважной задачей для керамиста, а записи "рецептов" особо удачных сочетаний - уникальной информацией. Ведь при высокотемпературном обжиге некоторые цвета выгорают без остатка, другие - проявляются иначе, чем рассчитываешь, совершенно непредсказуемым способом.
Поскольку на семинаре собрались в основном новички, никогда ранее не имевшие дела с росписью глазурями, то и страха не было! Расписывали, как могли и как хотели. А получилось - по-детски мило и трогательно.