Опубликовано: 06.04.2017 11:50 |
"Живи! Мечтай! Твори!" - под таким девизом живут педагоги и учащиеся гимназии № 26. К достижению мечты детей ведут разные пути, и один их них - участие в научно-исследовательской деятельности.
С 2006 года в гимназии действует научное общество учащихся "Пеликан". Коллектив учреждения создаёт все условия для поиска, воспитания и поддержки одарённых учеников. Гимназия из года в год становится лидером по количеству победителей и призёров муниципальных конференций, успешно сотрудничает с Общественной малой академией наук "Интеллект будущего". Гимназисты принимают участие в очных и заочных всероссийских конкурсах, где в нынешнем году 14 научно-исследовательских работ учащихся 26-й гимназии были отмечены дипломами лауреатов.
Каждый достигнутый результат порождает у юных исследователей всё новые идеи, которые вскоре воплощаются в научных исследованиях. Абсолютное большинство школьников, попробовав себя в науке и получив высокие результаты, возвращаются к исследовательской работе снова и снова.
Полезное любопытство
В этом году в муниципальной научно-практической конференции приняли участие 47 гимназистов. Ребята представили 42 разноплановые работы, 33 из которых получили статус победителей и призёров.
Самый юный участник конференции - Иван Делец - второй год подряд становится победителем муниципального конкурса юных исследователей. В первой своей работе Иван искал и нашёл способ экологически чистой утилизации опавшей листвы, а в этом году решил проверить воздействие электромагнитного излучения от сотового телефона. Проведённые юным дарованием исследования показали, что кнопочный телефон гораздо вреднее своего современного сенсорного аналога.
"Маленькие дети - очень любопытные, им хочется исследовать этот мир, поэтому работать с ними легко и приятно", - отмечает научный руководитель Ивана, учитель начальных классов Елена Кузнецова. - "Большую помощь младшим школьникам оказывают родители, без их поддержки ребенку очень сложно заниматься исследованием".
Открывая новое
Много победителей конференции оказалось и среди учащихся пятых классов гимназии № 26. Ребята представили свои труды в различных секциях: страноведения, лингвистики, зоологии. Например, Вера Железнова и Катя Гайфулина составили путеводитель по Миассу на английском языке и познакомились со многими достопримечательностями нашего города. В будущем, поделился их научный руководитель Ринат Хуснутдинов, ученицы намерены разработать приложение-путеводитель для мобильных устройств на базе Android.
Их одноклассница Соня Харитонова выбрала направление лингвистики. Соню привлекло значение фразеологизмов в рассказе Тургенева "Муму". Ученица рассказала об отличии фразеологизмов "работать спустя рукава" и "работать засучив рукава". Ещё одна пятиклассница - Соня Судак - выясняла, какой корм предпочитает её домашний любимец - ёжик.
"Для меня главным было, чтобы юная исследовательница прониклась любовью к биологии, чтобы она не остановилась на этом и приняла участие в работе на будущий год", - отметила её научный руководитель Светлана Мурзина. - "Изучение живого организма смогло вдохновить девочку, и она открыла для себя что-то новое".
По силам любая задача
Многие особо любознательные гимназисты участвуют в научных конференциях из года в год. Так, восьмиклассница Елизавета Максимова проводит исследования в различных областях с первого класса. Лиза не раз становилась призёром и победителем городских, областных и российских конкурсов, сейчас она готовится представить свою работу "Судьба семьи в судьбе страны" на всероссийской конференции "Отечество".
Семиклассница Варя Коротеева с четвёртого класса исследует проблемы техногенного загрязнения Карабаша: её заинтересовало, как на выжженной территории может произрастать краснокнижный вид растений.
Превосходных результатов достигли и ученики 6-8-х классов, поучаствовавшие в конференции впервые. Выбранные ребятами направления рознились от литературоведения и занимательной математики до дизайна интерьера и информатики. Так, Юлия Золочевская и Мария Вакушина научились решать математические задачи, используя историю родной гимназии, а ученик 7-го класса Данил Давыдов выяснил, что качество воды в Тургояке в течение года меняется: летом - более загрязненная, зимой - чистая и по качеству схожая с Байкальской.
"Темой нашей работы стали родники и колодцы Сыростана", - рассказала научный руководитель Ксении по экологии Надежда Фирсова. - "Можно ли пить оттуда некипяченую воду? Сотрудники Ильменского заповедника помогли нам провести физические и химические анализы. Оказалось, вода пригодна для питья только в двух источниках. Мы сделали специальные памятки - карты безопасных родников - и развесили везде, где можно. Поселковцы, знакомясь с листовками, благодарили нас. Очень важно, что наша работа нашла отклик среди местных жителей".
Работа не проходит зря
13 гимназистов стали победителями и призёрами в конференции "Интеллектуалы XXI века" среди учащихся 9-11-х классов. Экспертиза товаров, политология, мода и дизайн, прикладная математика - вот далеко не полный список направлений, которые выбрали гимназисты.
Они изучали влияние гель-лака на ногтевую пластину, учились определять возраст рыб по чешуе и отолитам, искали способы сэкономить при покупке квартиры и исследовали множество других проблем.
Как отметили педагоги гимназии, исследовательская работа приносит ребятам только положительные результаты. Проведённые гимназистами исследования становятся полезными людям, а самим школьникам дают толчок для выбора дальнейшей профессии.
Но, конечно, главное для преподавателей - насколько обретённые умения и навыки пригодятся самим ученикам, насколько помогут им сориентироваться во взрослой жизни и реализовать себя в той или иной сфере. В любом случае, резюмировали учителя, - научная работа не проходит зря.