Опубликовано: 03.06.2015 16:07 |
Повестка прошедшего заседания комиссии по делам несовершеннолетних была полностью посвящена проблематике самовольных уходов несовершеннолетних, за первый квартал 2015 в городе зафиксирован их значительный рост. По данным сотрудников правоохранительных органов, количество уходов увеличилось на 77%, в абсолютном выражении - с сорока до семидесяти одного. При этом, уходы из дома выросли на 35%, из учреждений с круглосуточным пребыванием - на 95% (с 20 до 39 случаев). Негативную статистику во многом дают одни и те же воспитанники детских домов, которые в течение короткого времени могут десятки раз покидать учреждения. По каждому факту самовольного ухода сотрудниками полиции проводится проверка учреждений. Правда, руководители детских домов подчас расписываются в собственной беспомощности, они не в состоянии устранить обстоятельства, которые способствуют такому поведению детей.
"Некоторые воспитанники поступили в детский дом уже в подростковом возрасте и не желают отказываться от образа жизни, который они вели. Убегают, ходят по притонам и знакомым, имеющим психотропные препараты, даже были попытки оставить "закладки" в стенах детского дома", - рассказывает о непростой ситуации директор специального детского дома Марина Зайцева.
В качестве предложений члены комиссии рассматривали возможность постоянного дежурства мужчин в ночное время в учреждении, поскольку женщины порой не в состоянии повлиять на поведение подростка. Более действенных мер предложить сложно, перепробованное до этого - эффекта не возымело. Даже шефы из сотрудников полиции повлиять на поведение отдельных воспитанников не могут.
В свою очередь директор управления образования Наталья Каменкова доложила об изменчивой статистике уходов детей из семей. С 2012 по 2014 год количество детей, ушедших из семей, меняется. Показательным был 2013 год, когда был зафиксирован резкий скачок, в 2014 году напротив, произошёл спад.
"Некоторые подростки имеют два типа поведения: когда дома случается конфликт и есть мотив, которые заставляет ребёнка уйти, и вторая ситуация - так называемый немотивированный уход, как правило, характерен для семей неблагополучных. Тем не менее, в любом случае - это вызвано непониманием со стороны взрослых, - отметила Н. Каменкова. - Важный аспект приобретает работа психологов, но ресурсы школ и образовательных учреждений по профилактике самовольных уходов в системе образования ограничены, поскольку малое количество из них имеет ставку психолога".
Тем не менее, о каждом случае ухода руководство школ знает, проводит работу не только с ребёнком, но, что более значимо, с родителями. На первую роль выходит пропаганда семьи, семейных ценностей и общения с детьми. Также решено распространить на весь город практику посещения школьных родительских собраний всем учреждениям системы профилактики.
Юлия Ситковская