Опубликовано: 15.07.2011 12:28 |
Среди глубоких, тёмных вод Тургояка во все времена притягивал к себе людей остров Веры. Зимой сюда добраться легко на лыжах и пешком по твёрдому насту. Мало что различишь здесь среди снежных завалов. Только издалека виднеется металлический крест, поставленный в память о старообрядческой общине, скрывавшейся в густой зелени острова.
Летом всё иначе. Путь по воде преодолевается всего за несколько минут на моторной лодке в окружении радуг, появляющихся от водяных брызг и солнечных лучей.
Нашу лодку на деревянном причале встречают аборигены острова Веры - обитатели палаточного городка, разбитого на берегу под защитой высоких сосен. Уже после таяния снегов каждый год, начиная с 2004-го, на острове открывается сезон археологических исследований, сопровождающихся открытиями, которые в корне меняют представление об истории родного края. Со школьной скамьи в памяти отложилось, как в Миасской долине добывали золото, доставали из недр земли самородки. А что в наших краях было до того, покрыто мраком.
Остров Веры - прямое свидетельство пребывания здесь людей несколько тысяч лет назад. Вводная лекция экскурсовода касается разных версий происхождения на острове мегалитических конструкций. Для простого обывателя то, что обозначает этот термин, представляет собой груду камней. При близком рассмотрении и комментариях гида она оборачивается каменной конструкцией культового назначения, особенным образом сложенной людьми 5-6 тысяч лет назад. До подтверждения этой гипотезы существовали и другие. Предполагалось, что мегалиты - это естественные природные образования, по типу пещер, или постройки старообрядцев, живших здесь в XVIII-XIX веках.
Каждый камень на острове для археологов представляет объект особой важности, достойный внимания. Там, где турист без интереса пройдёт мимо двух плит, археолог обратит его внимание на то, что между ними выступает недоработанная зооморфная скульптура - голова тигра, волка, медведя или быка. Зооморфный культ не был типичен для этих мест. Следовательно, предполагают любители древностей, это привнесённая культура с Ближнего Востока. От подобных открытий у любого голова кругом пойдёт. Мало того, что в такую глушь люди проникли задолго до изобретения первых средств передвижения, так они ещё и пришли с Ближнего Востока.
Между тем экскурсовод продолжает рассказывать спокойным тоном о предназначении очередной мегалитической конструкции. Это погребальное сооружение, на что указывает вход, ориентированный на запад. Практически во всех древних культурах западный вход ассоциировался с закатом жизни, наступлением вечной ночи. В этой камере уже готовился погребальный вход, но конструкция тоже не была завершена. Что-то заставило людей во втором тысячелетии до нашей эры в одно мгновение покинуть остров.
Такой же момент незавершённости характерен и для каменоломни. Древним людям для строительства мегалитов требовались каменные плиты, для чего их умы трудились над изобретением особенных методик расщепления.
Археологи сталкиваются с тем, что на одной площади располагается материал разных времён: от ранне-каменного века и до начала XIX. Здесь можно найти следы как производства каменных орудий труда, так и следы металлургии. В спектре внимания археологов находятся около сорока объектов, которые представляют собой единый колоссальный комплекс, хранящий в себе следы плотной деятельности человека на протяжении многих веков. Остров Веры - как гигантская сокровищница, где каждый миллиметр может внести свой вклад в общую картину исследований. А они, как обещает научный руководитель археологической экспедиции Станислав Григорьев, ещё будут вестись здесь, как минимум, сто лет. Может быть, все тайны острова Веры за этот срок и не будут раскрыты, но уже можно будет сделать некоторые выводы о первопоселенцах этих мест.
Татьяна Василец