Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru"

Новости Миасса. Версия для печати.
Опубликовано на сайте агентства новостей и информации "NewsMiass.ru".
Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=23826



Уроки добра и любви
Интервью с заслуженным учителем России, лауреатом конкурса "Учитель года", обладателем Президентского гранта Евгенией Станиславовной Дюковой

Рубрика: Интервью
Опубликовано: 27.12.2010 11:45

Уроки добра и любви

Так говорят об уроках учительницы начальных классов школы № 7 Евгении Станиславовны Дюковой повзрослевшие и не забывающие её выпускники и родители сегодняшних малышей. Она работает в этой школе со дня её основания, с 1970-го года. И теперь уже бывшие ученики доверяют ей своих детей, убеждённые, что именно здесь, у этого замечательного педагога, их дети получат всё что надо, чтобы в будущем стать личностями.

Отличник народного просвещения, заслуженный учитель школы России, учитель-методист, лауреат конкурса "Учитель года" (1996 г.), Е. Дюкова в числе первых в городе была удостоена президентского гранта.

Сегодня Евгения Станиславовна даёт интервью корреспонденту агентства "NewsMiass.ru"

- Евгения Станиславовна, думаю, что в течение прошедших двенадцати месяцев все российские граждане без исключения не раз и не два слышали, что в стране проходит Год учителя. Вы лично, учитель с более чем сорокалетним стажем, заметили, что это был особенный год, не похожий на другие? Помните, что обещал президент? "Мы сделаем все, чтобы учитель стал уважаемой фигурой в обществе", - говорил он.

- Было бы неправильно ожидать, что за год произойдут большие изменения в такой громадной сфере, как образование, и в стране, в которой в ходе реформирования скопилось слишком много проблем. Поэтому мы больших надежд и не питали. И всё же был один день в этом году, когда я особенно пронзительно почувствовала значимость учительской профессии и народную любовь к ней. Это было на празднике в Челябинском педагогическом университете, где нам вручали энциклопедии "Заслуженные учителя России" (по Челябинской области). Эта удивительная, хорошо изданная книга - замечательный подарок южноуральскому учительскому сообществу, знак признательности и благодарности нашей профессии. Презентация энциклопедии была настолько тёплой и волнующей, что порой навёртывались слёзы - от воспоминаний, от песни "Школьная тропинка", от встречи с давними друзьями. Вы бы видели, какие счастливые, просветлённые лица были у учителей!

- А после праздника, пусть даже такого великолепного, начинаются будни. И тогда?

- И тогда становится уж очень грустно. Грустно от того, что за потоком красивых и в общем-то правильных слов и призывов, практически мало что изменилось. Я надеюсь, что пока не изменилось. Мы ведь все оптимисты и верим в лучшее, несмотря на реалии. А пока остаётся все как было. О зарплате и говорить неловко. Меняется система подсчёта, а результат - тот же. Мыслимое ли дело - в некоторых школах учителя начальной школы ведут по два класса, потому что педагогов не хватает. А молоденькие девушки, поступающие в вузы или училища с благородной целью - быть похожими на их замечательную учительницу и нести добро миру, получив диплом, устраиваются не по специальности - где угодно, даже продавцами. Ведь тот мизер, что получают молодые специалисты в школе, нельзя называть зарплатой. И как оценивать такую политику государства?

А ещё у меня создалось впечатление, что в этом году стало больше требований к учителям. Бесконечные отчёты, какие-то справки, писанина - здесь, по-моему, бюрократическая машина (впрочем, везде так!) доходит до ручки. Завучам вообще продыху нет. Да и нам достаётся. А ведь время, затраченное на составление бумаг, мы могли бы провести значительно с большей пользой, занимаясь своей непосредственной работой с детьми.

- Расскажите, пожалуйста, о себе. Какими судьбами Вы попали на Урал, ведь Вы родились в Якутии? И что повлияло на выбор профессии?

- В Якутии мы жили недолго: когда я была маленькой, родители перебрались в Красноярск, к родственникам. Учителем мне хотелось быть всегда, поэтому не раздумывая поступила и окончила Красноярское педагогическое училище. А в школе начала работать с 17 лет - воспитателем группы продлённого дня, уступив уговорам директора местной школы № 4 Юрия Прокопьевича Сальникова. Неподалеку от нашей школы стояло общежитие, где жили молодые парни, отслужившие в армии и приехавшие по комсомольской путёвке на строительство Красноярской ГЭС в Дивногорске. Судьбе было угодно, чтобы я "на этом перекрестке" встретилась со своим будущим мужем. Через два года он вернулся на родину - в Миасс и увез меня с собой. Это было в мае 1968 года.

- Тогда школы № 7, в которой Вы работаете со дня её основания, ещё не было, она ведь открылась в 1970-м…

- Верно. В Миассе я поначалу недолго поработала пионервожатой в школах № 16 и 6. В школе № 7 тоже была один год пионервожатой, а потом мне дали начальные классы.

- В Вашей биографии помимо Красноярского педагогического училища было ещё два педагогических вуза (черпаю данные из энциклопедического словаря "Миасс"). В среде учителей начальных классов такое встречается нечасто. В этом была потребность?

- Первый вуз - Шадринский педагогический институт, в который я поступила в 1975 году, был действительно необходим для получения высшего образования. Почему именно Шадринский? В те годы у него была хорошая репутация, он был очень значим в подготовке кадров. Институт славился своим замечательным педагогическим составом, в числе преподавателей были коренные москвичи и ленинградцы, чьи семьи попали в Зауралье в годы Великой Отечественной войны. Мне действительно по жизни везло с учителями. Нашим любимчиком был Константин Лобжанидзе. До чего же он был душевным человеком! Идёшь к нему на экзамен, а он обязательно поинтересуется - как дела, как дома, как семья? Помню, на втором курсе под его руководством я готовила научную работу, тему которой подсказал мне он - "История образования в г. Миассе". Пришлось тогда изрядно порыться в городских архивах, познакомиться с наследием Петра Михайловича Шалагинова. Кстати, в шалагинских папках мне попались очень любопытные материалы. Оказывается, учительница из школы благотворительниц Романовских могла позволить себе летом съездить во Францию. У нас учителя тоже могут отдохнуть за границей, но только если у мужа есть на это средства. Моей, например, зарплаты на это не хватит.

- Как была оценена Ваша студенческая научная работа?

- Меня наградили дипломом, чем я очень гордилась. Но главное, конечно, не в этом. Главное - я стала увлекаться краеведением.

- А потом и психологией?

- Интерес к психологии появился ещё раньше - когда я училась в Красноярском училище. Там мне посчастливилось встретиться с удивительным человеком преподавателем психологии Иваном Павловичем Жизневским. Он нас всех просто влюбил в себя, в свой предмет! Познать другого, заглянуть в глаза, в душу - какой это огромный, удивительный мир, как много в нём тайн. Но уже была семья, работа, родился сын. В общем, только в девяностых годах я решилась поступить в Ярославский государственный педагогический университет, на факультет практической психологии в системе народного образования. Система обучения была очно-заочной. Было неимоверно трудно совмещать и работу, и учёбу, да и от дома приходилось отрываться. Но мы выдержали, всё пережили. А уж о том, как помогают мне в работе полученные знания, и говорить не приходится.

- За годы работы Вы, наверное, не раз испытали на практике различные реформы и нововведения. Ваше мнение о тех изменениях, которые произошли в начальном образовании?

- В годы Советской власти, надо признать, - и нам от этого никуда не уйти - в целом образование в стране было на высоком уровне, школа давала глубокие знания. Что происходит сейчас, куда, каким курсом идёт общество, пока понять трудно, узнаем позже, как говорится, по плодам нашим.

Но я не склонна брюзжать по поводу "утраченных завоеваний", как это любят делать чаще всего несведущие в современной педагогике люди. Напротив, я считаю, что введение альтернативных систем образования было очень правильным шагом. Теперь педагогу предоставлено право самому выбрать ту модель обучения, которая соответствует его возможностям, а также его представлениям о том, каким должно быть содержание уроков и что больше подходит для его класса. Всё это даёт простор для творчества, работать стало не скажу что легче, а значительно интереснее. Вы посмотрите, какие замечательные учебно-методические комплекты разработаны российскими педагогами-учёными. Причём, разумеется, в каждой из предлагаемых программ заложен государственный стандарт образования. То есть всему, чему мы обязаны научить ребёнка, мы научим, но учитель выбирает свой путь.

Не могу не сказать и об учебниках. Вот, например, учебник по русскому языку для третьего класса из нашего учебно-методического комплекта "Перспективная начальная школа". В одной книжке - пять словарей - толковый, обратный, фразеологический… Всё под рукой, перед глазами, доступно, понятно. Отличный учебник! Есть у нас для детей и уроки "Музей в твоём классе" - по названию наглядного пособия. Этот крупноформатный альбом с репродукциями великих художников я сама готова рассматривать подолгу. Здесь и биографии художников, и выделяемые для рассматривания детали картин. Мы учимся видеть прекрасное, разгадывать тайны живописи, расширяем кругозор. "Кто из художников вам больше нравится?" - спрашиваю я как-то раз своих третьеклассников. Разные имена наперебой называют, а один мальчик руку тянет: "Ван Гог! Ботинки!"

- У вас на доске написана цитата из послания святого апостола Павла к коринфянам: "Любовь долготерпит…" (наша беседа проходила в классе 3-го "А"). Вы уже и такой материал даёте детям?

- А почему нет? Послушайте, как прекрасно звучит: "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не гордится, не бесчинствует…". Мы с ними много говорим о любви к ближнему, о доброте человеческой. Это необходимо, они уже всё понимают. Вообще по нашей программе дети знакомятся с лучшими произведениями мировой художественной культуры. Например, сейчас мы изучаем Лафонтена. Семнадцатый век. Рановато? Ничуть, слушают басни с удовольствием.

- Профессия ставит много задач перед учителем, а в начальной школе особенно. Могли бы Вы коротко сформулировать главные цели своей педагогической деятельности? Не считая, конечно, государственного образовательного стандарта…

- Самое главное, пожалуй, для меня - обучение тому, что может сделать человека мудрым, добродетельным, благочестивым.

- Перед тем, как с Вами встретиться, мы попросили несколько человек заочно задать Вам, как учителю начальных классов, вопросы о том, что их больше волнует в детях.

Лариса, многодетная мама:

- Может ли школа дать ребёнку хорошие знания, если он в принципе не имеет способностей к учению, отстаёт в развитии с рождения?

- Это, конечно, очень трудно, но возможно. Знаю, есть случаи, когда школьники даже с синдромом Дауна побеждали в предметных олимпиадах. Но здесь непременно нужно триединство составляющих: 1) нужен педагог-энтузиаст, работающий с такими детьми; 2) он должен обладать специальными знаниями, методикой их обучения; и 3) нужно иметь особые условия для работы.

В качестве примера можно привести систему педагогического воспитания итальянского педагога и учёного Марии Монтессори. Эта система основана на индивидуальном подходе педагога к каждому ребёнку, на том, что доступ к его интеллекту идёт не через абстракцию, а через органы чувств, и весь учебный материал ориентирован исключительно на чувственные восприятия ребенка. В нашем городе, в одном из детских садов волей энтузиастов была организована группа, работающая по этой системе.

Вообще, любой ребёнок - это подарок. И приходит он в этот мир с беспредельными возможностями. Распознать их, помочь реализовать - вот труд и счастье для нас, взрослых. Как это сделать? Как только ребёнок рождается, его родители мечтают - он будет тем-то и тем-то, успешным, воспитанным, умным, образованным. Ну это потом, через годы, а пока пусть ходит в садик, в школу, там научат. В школу сдают - как чемодан в камеру хранения…

А человек, самый-самый маленький уже сам познаёт мир - слухом, зрением, обонянием. И даже пытается всё, что в руки попадёт, попробовать на вкус. Здесь важно, чтобы вся обстановка в доме помогала малышу. Положите на видном месте цветные карандаши и альбом, и он непременно захочет попробовать рисовать. Пусть в доме чаще звучат музыкальные инструменты, и ребёнок тоже потянется к музыке. И кто будет спорить с древней мудростью о том, что человек, обучающийся музыке, зла не сделает?

Учёные доказали, что заложенная в человеке функция интенсивного развития личности "действует" до девяти лет, иногда плюс ещё два года. А потом - мы имеем, что получилось. И привычки, и характер, и интерес к познанию окружающего мира…

Инна Матвеевна, бабушка:

- Внук всё держит левой рукой, ему трудно будет учиться в школе?

- В этом нет никакой трагедии. Причём, есть авторитетные мнения, что у таких детей - особое развитие творческих способностей. Далеко за примерами ходить не надо. В моём классе каждый год от трёх до пяти человек леворукие. А посмотрите, как они красиво пишут, не хуже других, а кое-кого даже лучше. Чтобы помочь таким детям, рекомендую обратиться к книге Марины Безрученко "Обучение письму леворуких детей". А вообще, когда ребенок садится писать или рисовать, надо прежде всего посадить его так, чтобы ему было удобно, чтобы с левой стороны ничего не мешало.

- Проблема современных детей - отсутствие любви к чтению. Каковы Ваши рекомендации?

- Здесь рекомендация одна на все времена. В семье нужно создать атмосферу чтения, а значит, родители сами должны иметь пристрастие к книгам. Как бы ни были заняты, как бы ни устали, надо находить пусть по 15-20 минут в день для чтения с ребёнком, а потом в спокойной обстановке обсудить прочитанное. Всегда радуюсь, когда вижу семьи, где к книге относятся с большим трепетом. Однажды мне довелось побывать в таком доме. Обстановка в квартире скромная, и понятно, что главным богатством здесь являются книги. Так вот, в этой семье для ребёнка не было большей радости, чем мамино разрешение взять с полки книгу и почитать.

Если же родители всерьез озабочены тем, как воспитать в детях любовь к чтению, я бы советовала прочесть посвящённые этой теме труды великих педагогов Сухомлинского, Амонашвили. Или вот есть такая книга под названием "Как роман". Автор этого эссе Даниель Пеннак, современный французский писатель, школьный педагог, откровенно и задушевно ведёт разговор о первопричинах нелюбви к чтению, причём очень тонко, тактично. Вот например, он пишет: "Если, как постоянно говорится, мой сын, моя дочь, молодёжь не любит читать - и глагол выбран верно, именно любовь тут и ранена, - не надо винить телевизор, наше время, школу. Или всё вместе, если угодно, но прежде зададим себе вот какой вопрос: что мы сделали с идеальным читателем, каким был наш ребёнок в те времена, когда сами мы были сразу и сказителем, и книгой? Мы же предали его…" Считаю, что такая книга должна стать если не настольной, то хотя бы вдумчиво и не раз быть прочитанной.

Лидия Петровна, воспитатель детского сада:

- Чему должны научить ребёнка в детском саду перед школой? Какие требования предъявляются к первокласснику?

- С программой дошкольного учреждения я хорошо знакома. К выпуску ребёнок должен знать счёт от 5 до 10, уметь назвать времена года, составлять несложные предложения, прочитать наизусть стихотворение и т.д. А мне бы очень хотелось, чтобы у детей к семи годам был развитый фонематический слух, то есть чтобы они были способны различать речевые звуки, слова. И второе - чтобы они имели чистую речь.

Эти требования имеют большое значение. Важно, чтобы и родители обращали на это внимание. Чаще всего как бывает - дошкольника они усердно учат читать, считать до ста и более, даже писать. Порой очень гордятся своими достижениями. Но вот над тем, есть ли у ребенка слуховое внимание, умеет ли он правильно говорить, не задумываются. Чем раньше мы начнём развивать у детей уникальный человеческий дар - дар слова, чем раньше сделаем всё, чтобы по выражению языковеда В. И. Чернышова "открыть уста" детей, тем скорее добьёмся желаемых результатов. Ведь малыши обладают особыми способностями "к впитыванию речи". А прислушайтесь - какие они мастера по составлению новых "своих" слов! Я вообще считаю, что хорошая грамотная речь - показатель уровня общей культуры человека, и этому надо учить с раннего детства.

Юлия, мама дошкольника:

- У меня ребёнок из тех, про кого говорят - шило внутри: ни минуты не посидит спокойно. Если что-то ему скажешь - не слышит, надо не один раз повторить. Прямо, наказание…

- Думаю, что это уже следствие неправильного воспитания, когда ребёнка, любя, с первого года жизни балуют, когда ему всё позволяется. К шести-семи годам дети уже должны понимать, что можно, что нельзя. С такими детьми работать сложно, но надо быть более терпеливыми и настойчивыми, приучая их к общепринятым нормам поведения. И требовательными, конечно. Любовь - это не только всегда гладить по головке.

Алексей, отец семиклассника:

- Почему в школах учителя стремятся прежде всего повысить в классе успеваемость, то есть, чтобы было больше тех, кто учится на "4" и "5"?

- Это же естественно. Требование качества знаний - это наша работа, можно сказать, производственное задание или государственный заказ. Мы обязаны вложить в ученика определённый набор знаний, выпуская его из школы. И если ученик по каким-то предметам не успевает, в этом есть и вина учителя - не смог увлечь, разъяснить, потребовать. Хотя, конечно, бывают разные дети, разные семьи. Вот почему говорю об этом везде и всюду - с малых лет надо приучать ребёнка трудиться, а главное - надо помогать ему, жить его жизнью, сознавая, что все навыки, привычки, заложенные в ребёнке, - всё отразится в будущем. И от нас зависит, будет ли это возмездием или подарком.

Беседу вела Зоя Соколова


Уроки добра и любви

Уроки добра и любви



Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2023.
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А.
Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы.
Адрес электронной почты редакции: mail@newsmiass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+.
Яндекс.Метрика