Опубликовано: 05.10.2010 13:21 |
Образовательный уровень населения - важная характеристика общества, влияющая на многие социально-демографические процессы. Несмотря на то, что сегодня уровень грамотности в мире постоянно повышается (количество грамотных людей составляет около четырех миллиардов), борьба с безграмотностью остается одной из важнейших задач общемирового масштаба. Все еще около 20% взрослого населения остаются неграмотными, а около 100 миллионов детей не имеют возможности ходить в школы. Решить эту проблему поможет перепись населения. Кстати, только переписи дают полную информацию об уровне образования населения.
Для граждан, ответивших, что они не имеют начального образования, предусмотрен вопрос: "Умеете ли Вы читать и писать?". При переписи 2002 года вопрос звучал иначе "Умеете ли Вы читать ИЛИ писать?" и галочка ставилась всем ответившим положительно на этот вопрос, в том числе и тем, кто умел делать что-то одно - либо читать, либо писать. В наши дни повышаются требования и к качеству образования, и к самому понятию "грамотность". Век высоких технологий требует высокого уровня знаний, постепенного их обновления.
Если грамотность в переписи 1926 года определялась умением читать хотя бы по слогам и писать свою фамилию, то по результатам нынешней переписи грамотными мы сможем назвать лишь тех граждан, которые обладают способностью и читать, и писать.
Население Челябинской области обладает достаточно высоким образовательным потенциалом. Изменение уровня образования населения за период между переписями 1989 и 2002 годов происходит в сторону его повышения.. Так, по сравнению с 1989 годом число лиц, имеющих образование (основное общее и выше), увеличилось на 525,9 тыс. человек, или на 23,7 процента. Наблюдается рост уровня высшего и среднего профессионального образования среди молодежи. Численность молодежи в возрасте 16-29 лет с высшим образованием выросла по сравнению с 1989 годом на 62,6 процента; со средним профессиональным - на 25,3 процента. И есть все основания полагать, что тенденция роста образовательного уровня сохранится
По итогам переписей всегда имеется возможность выделить неграмотное население. Перепись 2002 года показала, что неграмотное население в области составляло около 0,5% от общей численности (14,7 тысяч человек). Доля неграмотного населения в возрасте 15 лет и старше уменьшилась по сравнению с 1989 годом на 1,5%. Остаются в области проблемы с дошкольным и школьным образованием. Впервые при последней переписи были получены данные о дошкольном обучении детей. Преобладающая часть (88%) детей в возрасте 3-9 лет посещают учебные заведения либо дошкольные учреждения. В расчете на 1000 детей в возрасте 3-9 лет каждый 111-й ребенок не охвачен обучением. В городской местности 83 ребенка в указанном возрасте из 1000 не обучаются в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, а в сельской - 208. В Челябинской области на момент переписи 2002 года 1,6 тыс. детей в возрасте 3-9 лет проживало в институциональных учреждениях (приюты, дома ребенка и др.), 16,5 процентов из них не обучалось.
Необходимость создания социальных программ по распространению грамотности очевидна. Именно результаты переписи 2010 года могут составить основу таких программ. Кстати, именно так было с национальным проектам "Доступное жилье", в основу которого легли результаты переписи 2002 года, результаты прошлой переписи также были учтены и при разработке нацпроектов "Образование" и "Здоровье".
Екатерина Салахова, эксперт по информационно-разъяснительной работе ВПН-2010