Опубликовано: 07.09.2010 14:02 |
Преподаватель Миасского колледжа искусства и культура Геннадий Лузин о своей профессии, о своих учениках, о музыке может говорить бесконечно. Настолько увлечён он своим делом, которому посвятил всю жизнь. И вообще по натуре он оптимист. Нынче у Геннадия Александровича появился еще один повод для радости. Его ученик Сергей Лобков, окончивший колледж с отличием, стал студентом Московской академии имени Гнесиных. С поздравления с этим событием и началась наша беседа с гостем редакции.
- Спасибо за поздравление. Сергей действительно молодец. Вступительные экзамены сдавал в разгар лета. Жара, духота. А перед этим ещё встал вопрос - где остановиться в столице? Хорошо, что выручила наша землячка - талантливый музыкант, композитор, поэт Людмила Олиферова (Катаева). Они с мужем встретили Сергея на вокзале. А поскольку в их квартире шёл ремонт, Людмила позаботилась о жилье для абитуриента, на время экзаменов поселила его в детском садике. И даже съездила с ним в академию.
"Гнесинка" знаменита не только на всю нашу страну. Здесь проходят стажировку и оканчивают аспирантуру музыканты из европейских стран. Это крупный центр народных инструментов. Академия была основана сёстрами Гнесиными в послевоенные годы, ей уже больше шестидесяти лет. Сергей будет учиться у профессора Юрия Дранги, отца нашего виртуоза Петра Дранги.
- Геннадий Александрович, за Сергея действительно хочется порадоваться, пожелать ему успешной учёбы и реализации новых творческих замыслов, ведь он ещё и музыку пишет. Интересно, а в эту академию удавалось поступить другим ребятам из Миасса?
- Там учился ещё один мой выпускник - Олег Бочкарёв. Одарённый парень с абсолютным слухом, всё буквально на лету схватывал. К сожалению, данный природой богатый потенциал ему не удалось реализовать из-за вредного пристрастия, как это нередко случается с нашей интеллигенцией. На исходе перестройки как-то видел его по телевизору: Олег играл на аккордеоне на Арбате, где обычно собирается художественная богема, в подземном переходе. А там, сами понимаете, "зелёные", кабак, друзья…Так и понеслось. Чтобы чего-то добиться, необходимо иметь не только талант, но и трудолюбие, целеустремлённость, силу воли, а главное - желание. Уверен, что у Сергея эти качества есть.
- А где ещё получают образование ваши ученики, отмеченные искрой Божьей?
- В Санкт-Петербургском университете искусства и культуры, где есть единственная на всю страну кафедра аккордеона, учатся Пётр Волков и Денис Зуев - наш дуэт юных аккордеонистов. В - Катя Пешкова.. В пятидесятые годы это был институт имени Крупской, потом стал просто институт культуры, сейчас - университет. Его окончил Демченко, тоже наш выпускник, у которого в Питере свой квартет, он даже в Италию на гастроли ездил. В Уфимском институте искусств учится Катя Пешкова. В Озёрске живёт первый мой выпускник - Александр Михайлов, заслуженный артист России, известный композитор, который одинаково хорошо владеет и аккордеоном, и фортепиано. У него диплом Свердловской консерватории имени Мусоргского. Одни наши выпускники занимаются концертной деятельностью, другие ведут занятия в детских школах искусств. Вспоминаю отличное трио - Татьяна Шилова, Лариса Костоян, Ольга Жмаева. Ещё одно трио - Оксана Головко, Галина Плотникова, Татьяна Шмелёва. Талантливые девчонки, очень музыкальные, яркие, артистичные.
Заметно выделялась среди других своей неординарностью нынешний директор Миасского колледжа Татьяна Шилова. Целая веха моей преподавательской деятельности связана с Владиславом Куляшовым - замечательный музыкант, виртуоз аккордеона, дипломант и лауреат четырёх конкурсов за время учёбы в моём классе. Марина Боженова сейчас является директором Уйской школы искусств - прекрасны педагог, интересная личность. И это ещё не все, о ком можно рассказывать. Горжусь своими учениками.
- Как известно, чтобы бриллиант заиграл всеми своими гранями, нужен хороший огранщик, настоящий мастер своего дела. Так, наверное, и в работе с учениками.
- Стараемся выявлять талантливых ребят ещё на стадии их учёбы в школах искусств. Я сам нередко сижу в жюри городских и региональных конкурсов и могу оценить возможности начинающего музыканта. Тем более, мы с преподавателями школ искусств всё время общаемся, поддерживаем контакты, делимся впечатлениями. Их ученики - это наши потенциальные абитуриенты.
Другое дело, что сейчас многим родителям не нравится, если их дети выбирают профессию, связанную с музыкой - не слишком денежно и престижно. Я не имею в виду шоу-бизнес, где люди нацелены только на то, чтобы, как сейчас принято говорить, "бабки стричь". В итоге, с каждым годом всё труднее вести набор студентов. Нет конкурса, берём по сути всех, кто подал документы. Что тут говорить о талантах! Если раньше, в семидесятые-восьмидесятые годы количество студентов в нашем колледже достигало четырёхсот человек, то сейчас от силы 180. Это к сентябрю, а ещё и в первый год идёт отсев.
Хороший музыкант - это плюс к умению владеть инструментом ещё и широкий кругозор, эрудиция, высокий культурный уровень. Это я к вопросу о формировании личности. Программа учёбы в колледже это предусматривает. Кроме того, и каждый преподаватель, занимаясь со студентом индивидуально, старается соответственно воспитать его. Однако, реальность зачастую вносит свои коррективы. Сейчас большая часть молодёжи не представляет своей жизни без компьютера. Из недр интернета сегодня можно извлечь любую информацию. Зачем слушать и записывать лекции, регулярно посещать занятия, зачем работать над собой, когда всё, что необходимо, можно получить одним нажатием кнопки?
Это проблемы, но всё же талантливые ребята есть. Если говорить о позитиве, то сейчас студент вуза вправе выбирать, с кем из преподавателей он хотел бы заниматься. Нет недостатка в учениках у того же Юрия Дранги. Журнал "Народник" опубликовал список преподавателей академии и против фамилий - количество лауреатов различных конкурсов, которых каждый из них вырастил. Вот вам и ориентир при выборе.
- Геннадий Александрович, а под чьим влиянием вы сами приобщились к миру музыки?
- Я рос в послевоенные годы. Наша семья жила в старом городе, по улице 30 лет ВЛКСМ. Песню любили все. Отец пел, дед пел. Старожилы Миасса помнят знаменитый старогородский базар. Там в то время не только шла торговля. Это было ещё и место общения. Фронтовики приносили трофейные аккордеоны, баяны, гармони. Как они звучали! Мы пацанами бегали туда послушать музыку. Бывало, мать скажет: "Гена, за водой сходи". А я на базар.
Потом отец купил небольшой аккордеон старшему брату Юре, а тот спортом предпочёл заниматься. Вот и достался инструмент мне.
Потом, когда я уже учился в музыкальной школе, отец из Ташкента привёз неплохой, по тем временам, аккордеон. Моим первым учителем музыки был педагог музыкальной школы Павел Александрович Зайцев. Увлечение музыкой тогда уступало разве что пристрастию к голубям. Я у соседа на голубятне часами пропадал, даже в школу опаздывал. После восьмого класса поступил в ремесленное училище, стал подрабатывать в ансамбле на напилочном заводе.
Так в моей жизни появился Юрий Михайлович Попов. Он не был профессиональным музыкантом, работал инженером в КБ автозавода после окончания, кажется, МФТИ. Но играл и на фортепиано, и на аккордеоне, и на контрабасе. Он создал ансамбль, нас было пять человек. Мы играли на танцах то в городском Доме культуры, то в клубе имени Силкина. На волне интереса молодёжи к знаменитой ливерпульской четвёрке возник ансамбль "Ритм", который базировался во Дворце автомобилестроителей. У его истоков стояли братья Владимир и Анатолий Фроловы. Это были уникальные, интересные люди.
Мы играли и джаз, хотя в советский период он считался буржуазной музыкой и потому долгое время находился под запретом. Как сказал Георгий Гаранян, джаз - это музыка счастливых людей. А в нашей стране целое поколение было лишено возможности слушать джаз. Нашу публику в этом отношении сильно обделили.
После окончания школы я работал наладчиком станков-автоматов в моторном цехе автозавода, в три смены. Затем ушёл в армию, где полтора года служил по военной специальности в ВМФ, а затем в мастерской по ремонту культинвентаря при политотделе, научился настраивать музыкальные инструменты, потом мне это здорово пригодилось. В свободное время брал аккордеон, и мы с матросами, а я служил в Морфлоте, в Петропавловске-Камчатском, пели песни.
- И всё же, почему вы стали учить детей музыке и не пробовали снискать славу на сцене, выступая перед публикой?
- После службы в армии я поступил на заочное отделение в Омское музыкальное училище, где был класс аккордеона, а завершил учёбу в Кургане. Потом окончил Уфимский институт искусств. Мне с самого начала нравилось преподавать. Мой первый выпуск был в 1973 году. Если считать, то за всё время преподавательской деятельности у меня было около сотни учеников, которые разъехались по всей стране. Надеюсь, что они меня помнят.
- А теперь я попрошу вас ответить на вопросы, которые мы обязательно задаём гостям редакции. Как вы считаете, успех дарит Фортуна или его нужно упорно добиваться?
- Наверное, стечение обстоятельств, случай и играют роль в жизни человека. Однако без упорного труда вряд ли удастся добиться весомого результата.
- Был ли в вашей жизни человек, которого вы можете назвать своим Учителем?
- Я уже говорил и повторю снова - Юрий Михайлович Попов, который пробудил во мне настоящую любовь к музыке, помог моему становлению как музыканта.
- К какой цели вы стремитесь сейчас?
- Заниматься любимым делом, насколько хватит сил, как можно дольше удержаться на плаву.
- О чём бы вы попросили Золотую рыбку?
- Я в чудеса как-то не очень верю.
-Представьте, пожалуйста, вашу семью.
- Жена Светлана Викторовна, по специальности техник-технолог, работала в НПОЭ. У нас трое детей, пять внуков. Старшая дочь Оксана - психолог, младшая - Виктория, экономист. Сын Андрей - строитель, он живёт в городе Чайковском.
- Домашние питомцы есть?
- Раньше держали морских свинок, кошек, а теперь животных у нас нет. Всё свободное время летом проводим в саду, где даём себе возможность как следует отдохнуть, позабыв обо всех делах и проблемах.
- Можете назвать свою любимую книгу?
- Одной любимой книги нет. В свободное время с удовольствием читаю детективы.
- Откуда вы узнаёте новости и согласны ли с утверждением, что информация дорогого стоит?
- Согласен, это бесспорно. А новости в основном узнаю из телепередач. Кроме того, смотрю музыкальные программы, особенно нравятся концерты Дениса Мацуева, который одинаково прекрасно играет и классику, и джаз.
- Интернет - вторая реальность. Вы там бываете, что смотрите, что извлекаете?
- Я живу в реальности музыкальной. Но всё же, когда возникает потребность в информации из интернета, я обращаюсь к внукам, они здесь знатоки. Интернет - это целый мир.
Беседовала Ольга Белякова