Опубликовано: 07.02.2010 12:01 |
Среди постоянных происшествий в Миассе последней трети 19 века одно из главных мест занимают пожары, описанные в "Летописи Оренбургской епархии Троицкого уезда Миасского завода Петропавловской церкви". Огненные ЧП наносили ощутимый урон домовладельцам, не уделявшим достаточного внимания обеспечению пожарной безопасности своих жилищ и не соблюдавшим мер предосторожности при обращении с огнем.
Как отмечают летописцы, "Миасское селение по своим постройкам лучше многих уездных городов". На хорошо спланированных улицах располагались не менее 100 каменных и около 2000 деревянных частных домов. Почти при каждом доме были дворовые постройки и баня, становившиеся дополнительным источником пожарной угрозы.
Среди "замечательных" событий, зафиксированных в ретроспективной части летописи, - масштабный пожар 1874 года, уничтоживший более 200 дворов, расположенных по улицам Набережной, Орловской и Березовской. Причина бедствия так и не была установлена.
За два месяца 1882 года - в феврале и марте - четырежды полыхали дома миасских обывателей. При этом невинными жертвами стихии стали домашние животные. По неизвестной причине 28 февраля сгорели "дворовые службы" при доме Н.М. Гудкова, лишившегося вдобавок 3 лошадей и 1 коровы. Зачастую виновниками возгорания, как и в наши дни, становились сами жители. Так, 6 марта из-за собственной неосторожности пришлось подсчитывать убытки обывателю Князеву, который, к счастью, смог собрать "по подписке на возобновление дома" более 100 рублей. Сумма довольно крупная, если учесть, что в то время зерно стоило около 1 рубля, а мясо - около 3 рублей за пуд. Обывателю Елыкову повезло больше: 9 марта пожар в его доме был потушен, не успев причинить большого вреда. Причиной неприятности стала неисправность печной трубы. Днем раньше оперативно ликвидирован очаг возгорания в другом доме, хозяева которого тоже легкомысленно отнеслись к противопожарным нормам. Не обошлось без происшествия и в декабре того же года: вновь неисправность печной трубы вызвала пожар - теперь уже в здании этапа.
127 лет назад в марте сгорела баня вдовы Касторовой из-за неаккуратной топки печи, а в декабре пришлось тушить дом обывателя Старочкина, где не уследили за непотухшей золой. Весной следующего, 1884, года в Тургояке случился пожар, чуть не окончившийся трагедией для семьи А. Абрамова. Всего лишь на час родители оставили дома без присмотра детей, но этого было достаточно малышам, чтобы затеять опасную игру с огнем, от которого сами едва не погибли.
Согласно "Пожарному уставу" 1857 года в городах создавались пожарные части с профессиональными командами, а также организовывались вольнонаемные и общественные команды, добровольные пожарные дружины. Как свидетельствует летопись, в Миассе существовало "общество", занимавшееся борьбой с огнем. В его распоряжении к 1882 году было 6 пожарных машин, из которых 2 принадлежали частным домовладельцам, а 4 - компаниям промышленников. Такие машины более 100 лет назад были последним словом техники, однако имели ряд недостатков: тяжеловесность (их возили на специальных конных повозках) и долгое время подготовки к работе (на разогрев парового котла требовалось 15-20 минут).
(по материалам летописи Оренбургской епархии Троицкого уезда Миасского завода Петропавловской церкви (1882-1897)
Людмила Попова