Опубликовано: 11.11.2009 11:24 |
Фото из домашнего архива |
День милиции, который страна отметила вчера, 10 ноября, для бывшего следователя, а ныне адвоката, Галины Озеровой праздник особый. Он значит для неё больше, чем Новый год с его нарядной ёлкой, больше, чем 8 Марта. Это святое. Обычно работать в милицию девушки идут неохотно. И правильно, считает Галина Петровна, дело это не женское - преступников ловить. Силовые структуры это вообще мир особый, жёсткий. Не все пожелавшие надеть милицейские погоны мужчины выдерживают. Адаптируются к его особенностям и становятся профессионалами люди с сильным решительным характером. Таким, как у самой Галины Озеровой. Даже при первом знакомстве с ней чувствуешь: человек этот надёжный, в непростой ситуации на компромисс не пойдёт, в беде друзей не оставит.
А на традиционные вопросы корреспондента, пожаловавшего к ней в гости накануне ноябрьских торжеств, только рукой махнула: "Не надо обо мне, лучше о моих друзьях, с которыми я служила". И действительно, весь вечер за чашкой чая говорила о тех, с кем бок о бок проработала не один десяток лет. В работе весь смысл её жизни. Она даже семьи своей не создала, все силы и помыслы сосредоточив на нелёгком милицейском труде.
О таких людях когда-то было принято говорить: пришла в профессию по зову души. По отношению к Галине Петровне эта фраза лишена пафоса. В органах охраны правопорядка она оказалась, не только продолжая семейную традицию (юристом был её папа), но и потому, что специфику милицейской работы постигла ещё на школьной скамье. В железнодорожной школе № 22 в шестидесятые годы был популярен кружок юных друзей милиции, так что стены здания УВД уже тогда стали для неё родным домом, а общение со стражами порядка - привычным. А когда на школьном выпускном вечере Галине вручили аттестат, куда пойти дальше - сомнений не было. Сначала ей предложили поработать в паспортном столе, затем она перешла в кадровую службу, в штабе специализировалась на сборе данных о состоянии оперативной обстановки в городе.
Заочно, без единой тройки, окончила Елабужскую школу милиции, а затем Московскую милицейскую академию. Стала следователем, имея за плечами солидный житейский и профессиональный опыт. И до сих пор не сомневается, что в работе следователя важно не только умение собирать факты и делать умозаключения, но и стремление понять мотивы поведения человека, совершившего правонарушения, установить с ним контакт на уровне души, разобраться по справедливости. И интерес должен быть искренним. Только при этом условии человек расскажет следователю всё без утайки. Сколько на её счету раскрытых преступлений, Галина и не считала, но абсолютное большинство преступивших закон, в чьём деле ей приходилось разбираться, она помнит по именам и по фамилиям, судьбы всех принимает близко к сердцу.
Среди тех дел, которые ей особенно запомнились, есть дело, которое Галина Петровна именует "бешеным". Оно относится к тому периоду, когда ей было поручено работать с группой нераскрытых уголовных дел. Однажды поступило заявление о краже в одном из частных домов. Исчезли деньги, хранившиеся под стопкой белья в шкафу. Наши граждане нередко именно таким образом прячут наличку, считая, что здесь она будет сохраннее. Во дворе собака, никаких следов взлома на входной двери. По мере того как узелок распутывался, в поле зрения милиции попала сожительница брата потерпевшей. Почувствовав, что она на грани разоблачения, подозреваемая начала жаловаться милиции на новых "родственников".
А спустя несколько дней Галине Озеровой сообщили: брат хозяйки дома покончил жизнь самоубийством. Следователь крайне удивилась. Повода лишать себя жизни у мужчины не было. Покойника схоронили, гражданская жена его, забрав трёхмесячного ребёнка, уехала на свою родину. А вскоре к Галине Озеровой пришла сестра покойного. Не могу, говорит, поверить, что брат на себя руки наложил, что-то тут не так. Галина Петровна снова дотошно изучила материалы дела, особенно результаты вскрытия. И тут обнаружила, что у мужчины были зафиксированы две раны - поражено сердце и перерезана сонная артерия. Обе смертельные. Выходило, что одну из ран мужчина нанёс себе, будучи уже мёртвым. Следствие возобновилось, были проведены эксгумация трупа и повторная экспертиза. Подозрение снова пало на сожительницу. В начале работники прокуратуры и подумать не могли, что на такое решилась эта невзрачная и хрупкая на вид женщина.
После беседы со следователем она созналась, что решилась на убийство отца своего ребёнка, предварительно его подпоив, так как он намекнул, что знает о её непорядочном поведении - и не только в доме у сестры, но и на работе. Когда проводили следственный эксперимент, рассказывает Галина Петровна, подследственная так решительно шагнула с ножом в руке к оперу, изображавшему жертву, что конвойные мгновенно заломили ей руки. Нож у неё отобрали, разрешив в дальнейшем манипулировать лишь линейкой. И во время следствия, и на суде женщина вела себя абсолютно хладнокровно и в содеянном не раскаялась. По приговору суда за свои злодеяния она провела за решёткой двенадцать лет. И таких случаев в практике Галины Озеровой было немало. Криминальная история Миасса настолько богата, что Агата Кристи отдыхает. Работы правоохранительным органам хватает.
Пятнадцать лет назад Галина Озерова вышла на пенсию в звании майора милиции. И с тех пор занимается адвокатской деятельностью, является членом Межреспубликанской коллегии адвокатов. Она продолжает помогать людям. Публикация о ней есть даже в сборнике, изданном к юбилею коллегии.
И всё же именно милиция осталась её любовью на всю жизнь. Милицейский мундир накануне своего профессионального праздника она бережно повесила на спинку стула. От наград буквально в глазах рябит. Юбилейные медали к знаменательным для стражей порядка датам, знак "За отличную службу в МВД", медаль ветерана труда, знак ЦК комсомола, три медали "За безупречную службу". А почётных грамот и благодарственных писем не счесть. Есть у неё награды и за успехи в пулевой стрельбе. С левой руки, бывало, из тридцати очков выбивала 27. Многим коллегам-мужчинам пример. И считает благом, что никогда не пришлось применять оружие против людей.
Домашнему архиву Галины Озеровой позавидует любой музей. Письма от сослуживцев, поздравительные открытки. Есть даже пособия по криминалистике выпуска тридцатых годов - наследие, оставшееся от папы. По этим книгам она в раннем детстве грамоту одолевала. И много здесь материалов о тех, с кем рядом ей довелось работать. Вот они молодые, серьёзные и улыбающиеся, на старых снимках. На совещаниях, на построении, на торжественных мероприятиях, на субботниках, на спортивных соревнованиях, на праздничных вечерах, на демонстрациях, смотрах художественной самодеятельности. Анатолий Сидоров, Михаил Филимонов, Владимир Морозов, Виталий Гузик, Владимир Поляков, Валерий Смирнов, Константин Чесноков, Василий Васянин, Анатолий Девятов, Валентина Карташова, Зинаида Туголукова… Фамилий, которые перечислила Галина Петровна, великое множество, всех и не воспроизвести. На заре своей работы в милиции она застала ещё бывших фронтовиков. Ветераны тоже остались на уже пожелтевших фотографиях. "Всё это моё, - говорит Галина Петровна, - моё родненькое". Кого-то, чьи лица на снимках, уже нет в живых. Лишь память их хранит.
Для многих её сослуживцев Миасское УВД стало стартовой площадкой для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице. Среди выходцев из местной милиции - три генерала, более десятка почётных и заслуженных работников МВД. Рассказывала она и о милицейских династиях, количество которых уже доходит до полусотни. Напомнила, что наши милиционеры участвовали в антитеррористической акции в Чечне, их привлекали и для охраны порядка на Московской олимпиаде. И о других событиях, где стражи порядка с честью представляли город. Может быть, Галина Озерова и решится когда-нибудь написать мемуары или историю Миасского УВД.
А ещё в её архиве - несколько солидных тетрадей в клеточку, заполненных стихами собственного сочинения. Не на один сборник наберётся. "Нет, - говорит моя собеседница, - это исключительно ДВП, для внутреннего пользования". Стихи - признак ранимости и хрупкости её души. Это то, что скрыто и спрятано за силой характера, решительной натурой. Поэтическое вдохновение Галины - друзьям и сослуживцам, их жёнам и детям, а есть и размышления о смысле жизни, стихи о природе, о богатстве недр и красоте Ильменского заповедника, недалеко от которого её отчий дом, в котором она живёт до сих пор.
А это Галина Озерова уже о себе. Строчки эти - вовсе не стремление подвести итог прожитому, а скорее желание оглянуться на уже пройденный путь - и идти дальше.
Ольга Белякова