Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru"

Новости Миасса. Версия для печати.
Опубликовано на сайте агентства новостей и информации "NewsMiass.ru".
Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=16371



"Я верю в своих учеников"
О путях развития образования размышляет опытный педагог одной из лучших школ России

Рубрика: Интервью
Опубликовано: 12.12.2008 10:29

"Я верю в своих учеников"

Новшества в образовании, их плюсы и минусы, влияние системы образования на развитие детей - разговор на эту тему состоялся у корреспондента агентства новостей "NewsMiass.ru" с опытным и авторитетным педагогом, учителем математики и заместителем директора миасского лицея № 6 Еленой Перегудовой.

- Елена Германовна, в российском образовании идет достаточно активный процесс перемен - все ли они во благо, не следует ли образованию, как и медицине, сохранять долю здорового консерватизма?

- Я считаю, что образование, как никакая, пожалуй, другая сфера, придерживается сложившихся традиций. На протяжении всех лет, что я работаю, (с 1977 года - ред.) существовала и существует все та же урочная система, остается неизменной система оценивания знаний ученика, сохраняются примерно те же требования - что должен ребенок знать и уметь, чего он не должен делать. Но эти неизменные задачи педагогики сегодня решаются с помощью новых технологий и методик.

Какие-либо конкретные негативные перемены в системе образования я даже затрудняюсь назвать.

- И все-таки, мне кажется, школа стала другой по сравнению с тем, что она собой представляла десять или даже пять лет назад. Например, у учителя появился выбор - по какой программе заниматься с детьми. Хорошо это или не всегда?

- Что значит - стала другой? Перемены, конечно, происходят, хотя бы потому, что каждый год в школу приходят другие дети. Но по сути своей школа не меняется. Если в начальной школе мы обучаем детей по программе Л.В. Занкова, то она предполагает развитие у ребенка творческого подхода к получению знаний, логического мышления, умения отстаивать своё мнение. Это одно из преимуществ современного подхода. В среднем и старшем звене мы продолжаем работать, используя эти методики. Для этого в лицее работает научное общество учащихся. Представьте себе, в предыдущем году каждый пятый ученик защищал свою работу на научно-практической конференции. И лучшие работы были представлены на российских конкурсах "Старт в науку" и "Шаг в будущее".

- А что скажете о качестве учебников?

- Оно разное. И написаны они по-разному. Вот, например, для старших классов есть "читаемые" учебники, по которым дети могут работать самостоятельно, в них нетрудно разобраться. А есть такие, в которых изложение материала излишне теоретизированно, и без помощи учителя работать с таким учебником ребенок не сможет. Но и тот и другой допущены министерством образования к применению.

- Есть такие учебники, которые вы считаете в принципе неприемлемыми для работы в своей школе? Ведь нередко родители жалуются, что в учебниках даже фактические ошибки попадаются?

- Это, видимо, особенность нашего времени. Те учебники, по которым учились наши бабушки и дедушки, настолько тщательно редактировали, что опечатки были в них великой редкостью. Сейчас это, к сожалению, явление не исключительное. Особенно это относится к материалам, которые выпускаются для подготовки ребят к Единому государственному экзамену. Много нареканий у педагогов к содержанию учебников по истории России и обществознанию.

- Новшества появляются и в начальной школе. Мамы малышей рассказывают, что их детей учат писать совсем по-другому, так что взрослые даже не могут помочь своим чадам в этом трудном деле - мы так писать буквы просто не умеем, у нас рука так не поворачивается.

- Мне кажется, что опытный учитель сможет научить правильно писать не только детей, но и родителей.

- А для чего вообще это нужно - такие новшества, если корректно будет адресовать вам этот вопрос?

- Я не работаю с младшими классами, видимо, есть у них какие-то свои методики. По крайней мере, раньше ребенка-левшу переучивали, заставляли писать правой рукой, теперь этого уже не делают. Но каллиграфия у современных детей все-таки страдает.

- Вы работаете в школе не первый десяток лет - как считаете, изменилось ли в лучшую сторону качество образования? Не будут ли наши дети в будущем похожи на заокеанских героев Задорнова, для которых на пакетиках с силикогелем пишут "не есть"?

- Я могу ответить про свою школу. У нас качество растет однозначно. Над этим мы начали работать целенаправленно, когда стали экспериментальной площадкой. И если сравнивать сегодняшнего выпускника с выпускником 20-летней давности, то объем знаний просто несоизмерим. Но это не самоцель. Качество образования не измеряется суммой знаний, это ещё и культура общения, культура восприятия мира. Сегодняшние дети - дети Планеты: они общаются со сверстниками как нашей страны, так и всего мира, путешествуя реально и виртуально, они получают знания не только в школе, но и обучаясь дистанционно. И задача учителя - направить школьника, дать консультацию по интересующей ученика теме, поддержать у него возникший интерес в какой-либо области знаний. Это трудно, но работать стало интереснее. Обладая обширными знаниями, наш выпускник успешно конкурирует с абитуриентами столичных вузов.

- А нагрузки?

- Я бы не сказала, что они стали намного больше. Просто знания даются в концентрированном, "уплотненном" виде.

- То есть, вы делаете упор на самое главное?

- На главное в изучаемой теме и на самостоятельную работу детей, их развитие, творческое начало. Когда ребенок творит, делает что-то с удовольствием, работа идет быстрее и эффективнее.

- А когда приходят дети из другой школы в старшие классы - легко ли они вписываются в процесс?

- Я не знаю таких случаев, чтобы дети не вписались. Есть примеры, когда приходят ребята с проблемами в общении с подростками, неуверенные в своих силах. Но в школе очень сильная служба психологической поддержки, сильный состав классных руководителей, отношения среди учеников доброжелательные. При совместной работе новичка и всего коллектива школы адаптация проходит быстро.

В старших классах введено углубленное изучение отдельных предметов. Для успешного усвоения материала количество часов по профильным предметам увеличено, введены спецкурсы, работает НОУ, проводятся предметные конкурсы и олимпиады разного уровня. Каждый может проявить себя в интересующей его области знаний.

- Способности, действительно, у детей бывают разные, и есть дети старательные, но от природы не самые способные. А ведь им тоже хочется чувствовать себя успешными в жизни, уверенными в себе.

- Именно поэтому мы вводим дифференциацию обучения, начиная с восьмого класса. Пусть ребята занимаются тем, что им ближе. Если ребенок гуманитарий, пусть больше занимается гуманитарными дисциплинами, не страшно, если у него будет "тройка" по математике.

С другой стороны, существуют еще и родительские амбиции. Бывает, что родители не прислушиваются к мнению педагога и не совсем верно оценивают склонности ребенка - хотят, чтобы он углубленно изучал химию, к примеру, или биологию. Мы идем навстречу желанию родителей, хотя ребенку часто бывает тяжело учиться, высоких результатов он добиться не может, и у него возникает чувство неуверенности.

- Не стоит ли, как вы считаете, раньше начинать дифференциацию обучения?

- Думаю, что нет. Мы в седьмом классе предлагаем ребятам спецкурсы, чтобы они определились к восьмому, что их интересует больше. Дети занимаются на разных спецкурсах, выбирают, затем в течение восьмого и девятого классов они еще переходят с одного направления на другое. А в старшей школе, определив направление, ученики уже думают о будущей профессии и в каком учебном заведении будут её получать.

- А если вспомнить про тех детей, которым ставят обидный диагноз "ЗПР" (задержка психического развития) - нельзя как-то иначе это назвать, чтобы они не чувствовали себя ущербными? Ведь и у таких детей бывают способности к каким-то видам деятельности?

- Этот диагноз нигде никогда не должен звучать публично. Для таких детей создаются классы компенсирующего обучения. Ребенку тяжело заниматься, и программу для него составляют с учетом его особенностей, экзамены они сдают в щадящем режиме.

- То есть, им уделяется особое внимание?

- Да, с ними работают психологи, логопеды, внимание к ним пристальнее, и на уроках учитель индивидуально подходит к оценке их деятельности. В жизни класса они очень активны.

- Что хорошего или плохого можете сказать про ЕГЭ?

- Когда первый год вводился ЕГЭ, реакция была негативная. А сейчас мы уже настолько втянулись в этот процесс, что я ничего плохого в нем не нахожу. Это оценка уровня подготовки ученика и нашей работы извне. Не вижу оснований, чтобы отказываться от такой формы аттестации. Хотелось бы, чтобы материалы, которые предлагаются ребятам для оценки их знаний, соответствовали той программе, по которой они занимаются.

- Все предметы можно сдавать в форме ЕГЭ?

- Вряд ли такой вид аттестации хорош по всем предметам и для всех детей. Альтернатива, по-моему, должна быть. Есть ученики, которым проще ответить устно, а тест написать трудно. Другим, наоборот, проще сдавать экзамен письменно. Почему бы не давать детям право выбора.

- Как вы относитесь к коммерциализации образования? Например, в последнее время в некоторых школах организуются поездки на олимпиады куда-нибудь за границу, на платной основе. Насколько весомы победы в таких олимпиадах? Помогают ли они ребенку при поступлении в вуз?

- У нас в школе таких поездок не организовывают. А вообще сейчас много проводится конкурсов и олимпиад на коммерческой основе. Если у родителей есть возможность и желание отправить своего ребенка - почему нет? Другое дело, какого уровня это мероприятие и что оно даст ребенку? Я знаю, что поездки детей на олимпиады всероссийского и международного уровня оплачиваются не родителями.

- То есть, те олимпиады, которые проводятся в системе образования, с такими поездками ничего общего не имеют?

- Да, поездки российских команд за рубеж оплачивает министерство образования. Наш ученик Дмитрий Мазилкин ездил на международную олимпиаду за счет государства.

- Имеют ли вес результаты платных олимпиад при поступлении в вуз?

- Это зависит от вуза, в который ребенок собирается поступать - будут или не будут там учитываться результаты таких олимпиад. Если олимпиада достаточно высокого уровня, ребенка могут заметить. Например, сейчас проводятся конкурс Вернадского, "Старт в науку" - это конкурсы исследовательских работ учащихся. Они платные, проводятся в Москве. Мы пытаемся частично финансировать такие поездки, но приходится обращаться и за помощью к родителям. Мы знаем, что результаты этих конкурсов весомы, победители получают предложения от вузов.

- С кем родители могут посоветоваться, стоит ли ехать на ту или иную олимпиаду?

- Можно получить информацию у учителя по предмету. В конце концов, есть областное министерство образования, есть Интернет, где можно найти информацию об олимпиадах для школьников и их статусе.

- Платные услуги в школе какие-то оказывают детям? Скажем, платные консультации, дополнительные занятия?

- Все, что касается учебной деятельности, для детей - бесплатно, и дополнительные занятии, и консультации.

- Родители сетуют, что в некоторых школах обычным делом стали случаи отмены занятий из-за того, что учитель уехал в отпуск среди учебного года или педагоги празднуют юбилей. Кажется, раньше с дисциплиной было строже. А ведь детей это тоже изрядно расслабляет, как вы считаете?

- Такого в нашей школе не водится. За все время моей работы я могу припомнить два случая отмены занятий, связанных с трагическими событиями. Существует план работы школы, он обязателен к исполнению.

- Огромную роль в нашей жизни стал играть компьютер. Как считаете, он больше благо или зло?

- Здесь, как и во всем, есть две стороны. Смотря как и для чего использовать компьютер. У нас, например, сейчас практически в каждом классе есть автоматизированное рабочее место учителя. Мы наглядно можем показать ребятам то, что раньше приходилось объяснять "на пальцах". Уроки стали интереснее, нагляднее. В школе проводятся конкурсы презентаций по разным темам, например, защита родословных; компьютер незаменим теперь и на классных часах и внеклассных мероприятиях.

- Как относитесь к тому, что сообразительные школьники приноровились "качать" рефераты из Интернета?

- В этом я не вижу ничего плохого, если ученики материал этих рефератов изучают, анализируют, как один из источников. А потом пишут свою работу. А если скачать реферат и, не глядя сдать преподавателю - а такое тоже бывает, - то, оцениваться такая "работа" не будет.

- И как вы с этим боретесь?

- Очень просто. Такие работы сразу видны невооруженным взглядом. Они возвращаются назад. Что касается математики, тут вообще все очень просто проверяется: достаточно задать пару вопросов, чтобы выяснить, работал человек или просто списал и принес. Мы, преподаватели, и сами активно пользуемся компьютером, ищем необходимую информацию, обмениваемся на форумах с коллегами опытом.

- А школа, несмотря на возросшие требования к образованию, успевает заниматься воспитанием, развитием ребенка?

- Конечно, классные руководители постоянно рядом с детьми, и воспитанием им приходится заниматься не менее, а часто и более активно, чем раньше. Посмотрите, средства массовой информации, школы, социум - все занимаются воспитанием подрастающего поколения. Только вот цели у нас разные. В пору взросления 7-17 летний человек открыт как для хорошего, так и для дурного. В школе, применяя современные технологии, мы вместе со старшеклассниками полтора часа смотрим фильм, например, "Реквием по мечте". А потом полтора часа его обсуждаем. Семиклассники смотрят вместе с родителями фильм "Розыгрыш", "Чучело", а обсуждение начинается в школе и продолжается уже в семьях. Вечера, посвященные творчеству Виктора Цоя, Андрея Макаревича, Константина Никольского, поэзии Изюбра (Аля Кудряшова), встречи с интересными людьми города - вот далеко неполный перечень мероприятий только за ноябрь-декабрь месяцы.

- А по большому счету растущее поколение вас не беспокоит?

- Я верю в моих учеников.

Оксана Овсянникова



1. Илюха
12.12.08 в 12:53   IP: 94.51.73.130
Голосов: +2 / -3
В тему об образовании, хотелосьбы узнать, куда можно обратиться о внедерении некоего новшества в образование? И насколько там люди легко идут на контакт.


Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2023.
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А.
Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы.
Адрес электронной почты редакции: mail@newsmiass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+.
Яндекс.Метрика