Опубликовано: 13.10.2008 10:48 |
Губернатором Челябинской области Петром Суминым подписан план противодействия коррупции до 2010 года. Пресс-служба губернатора сообщает, что областной план предусматривает целый ряд мер по законодательному обеспечению противодействия коррупции.
Что думают по этому поводу миасцы, считают ли коррупцию актуальной проблемой для нашего города, какие сферы относят к наиболее коррупционным и можно ли вообще, с их точки зрения, одолеть коррупцию в России - такие вопросы были заданы участникам очередного опроса корреспондентами агентства новостей "NewsMiass.ru".
Владимир Шведчиков, заместитель председателя Собрания депутатов:
- Разговор о том, что коррупция начала катастрофически сильно влиять на экономику и социальную жизнь, начался не в Миассе, он начался "сверху". Отсюда вопрос: или руководство нашей страны прозрело вдруг и увидело, что создана такая социально-экономическая ситуация и такие институты власти, которые дают возможность существовать коррупции, или они "прозевали" эту беду? Те цифры, которые иногда звучат в средствах массовой информации из уст государственных деятелей, они просто ужасают: десятки миллиардов, сорок процентов валового продукта и т.п.
По нашему Миасскому округу, насколько я знаю, такой статистики нет. Но вряд ли Миасс - изолированный анклав кристальной чистоты. Я лично думаю, что раз в России такая беда, значит, но в меньших масштабах она присутствует во всех ее уголках, в том числе и в Миассе. Но, с другой стороны, коррупция - это неофициальное получение доходов, которые имеют криминальное происхождение. Публично она существовать не может. Отсюда возникает вопрос: система, которая должна отслеживать потоки финансовых и материальных средств, - имеет она возможность не допустить их утечки на сторону? Насколько я понял из выступления губернатора и руководителей государства, они начали проверять нормативно-правовые акты и законы на антикоррупционную составляющую. Поздравим себя: прозрели.
Многочисленные неувязки законодательства федерального уровня, начиная от кодексов: гражданского, административного, бюджетного, лесного, водного и так далее - все они имеют коррупционную составляющую. А противоречия между ними тем более создают возможность злоупотреблений для чиновников. Коррупция ведь бывает хитрая: чиновник выполняет требования одного закона, нарушая другой, если они противоречат друг другу - в зависимости от того, как организован надзор за их соблюдением. Недостатки законодательной базы дают возможность коррупции существовать полуофициально.
Коррупция, связанная с явными нарушениями законов, - тайная. У меня доступа к этим тайнам нет. Но вполне ответственно говорю, что все те государственные и муниципальные служащие, которые по долгу службы подписывают документы, связанные с передвижением денег и имущества, земли - они все имеют потенциальную возможность войти в число коррупционеров. Отсюда - противокоррупцинные действия должны проводиться исходя из анализа, через кого идут потоки денежные и имущественные. Все эти люди должны быть в поле зрения правоохранительных органов.
Правда, возникает вопрос: а насколько сами эти органы, которые обязаны следить за соблюдением законов, сами безупречны? Судя по сообщениям СМИ, рассчитывать на это трудно. И кого же взять в комиссию по борьбе с коррупцией, чтобы она полностью гарантировала выявление случаев коррупции, пресечение таких фактов и наказание виновных?
Ситуация не изменится, пока общество не скажет громко: в такой системе жить нельзя, ее нужно либо реформировать, либо менять революционным путем. Если органы, которые обязаны бороться с коррупцией, будут делать это по-настоящему, квалифицированно, честно, ежечасно, ежеминутно, и публично об этом говорить - вот тогда эффект будет.
Я надеюсь, что привлечение публичного внимания к этой проблеме будет небесполезно. Контроль за действиями конкретных лиц и учреждений позволит "тормознуть" процесс развития коррупции. Или будут действовать изощреннее. Но это не радикальные меры. Сама социально-экономическая система потворствует этому.
Андрей Бубнов, генеральный директор ООО "Пентхаус", занимающегося реконструкцией старых домов с возведением мансард:
- Эта проблема актуальна не только для Миасса, но и для всех городов России, наш город не хуже и не лучше других в этом отношении. Коррупция пронизывает все уровни, начиная от получения какой-нибудь несчастной справки. С этим в России борются столько, сколько существует сама Россия. Результата никакого. Ну, посадят одного-двух. Надо убирать первопричину.
Решать проблему надо в двух направлениях: во-первых, повышать заработную плату чиновникам, и тогда многие вопросы снимутся сами собой. А во-вторых, надо повышать спрос с них.
Применительно к нашему проекту реконструкции старых домов могу сказать, что если нам удастся войти в федеральную программу, многие вопросы снимутся. За реализацию программы будет отвечать руководство города. И если раньше, например, я оформлял землю около года, то участникам федеральной программы будет все это решать значительно легче. То есть, нужно создавать условия, когда чиновник будет заинтересован в скорейшем решении проблем, с которыми к нему обращаются.
О наиболее коррупционных сферах я, конечно, знаю не понаслышке, но считаю, что говорить об этом можно только с конкретными фактами в руках. Это ответственные заявления.
А одолеть коррупцию совсем, думаю, нельзя, а вот снизить ее уровень можно однозначно.
Александр Круц, начальник поисково-спасательного отряда Миасса:
- Для нашего города эта проблема так же актуальна, как и для всей России.
Коррумпированность проявляется больше в тех сферах, где есть зависимость от чиновников, во власти, в правоохранительных органах, структурах надзора над предпринимателями, частными фирмами. Есть надзор - есть взяточничество.
В России, считаю, победить коррупцию нельзя - можно только возглавить (шутка). У нас всегда кто-то будет зависеть от чиновничков, брать будут все, разница будет лишь в размере, в зависимости от уровня чиновника. Меры, принимаемые сегодня, очень лояльные. Нужна жесткость, как, например, в Китае: принял взятку - отрубили руку.
Сергей Звездин, директор Союза предпринимателей Миасса:
- Проблему коррупции для нашего города считаю актуальной. Это больше чем проблема. Это тяжелейший недуг, поразивший все российское общество, все ветви и уровни власти, кроме, может быть, самых высших ее этажей.
О сферах, наиболее подверженных коррупции, можно судить по числу уголовных дел. Это оборот недвижимости, земельных участков, гос- и муниципальный заказ, технадзор и др.
Что касается того, можно ли победить коррупцию, я бы поставил вопрос по-иному. У России нет иного пути. Без этого никакого будущего быть не может. Внешние вызовы очень серьезны, поэтому внутренние слабости предельно опасны. Одной из главных (но
далеко не единственной) причин коррупции является низкая социальная конкуренция. Попросту говоря, на ответственные должности ставить некого. Коррупционеры часто являются весьма компетентными и ответственными людьми, и заменить их очень
трудно. Некем! Верхние эшелоны власти вынуждены смотреть на нижние сквозь пальцы, понимая, что разрушить равновесное положение легко, а достичь его трудно.
Социальные лифты нельзя выстроить без качественного и современного образования, а наше образование, увы, пока все больше отстает от мировых лидеров. В целом, коррупция - системный недуг, его нельзя победить операциями типа "чистые руки" или простым повышением зарплат. Стимулы к честной работе, находятся, увы, не только в материальной области или области страха наказания.
Лилия Нагаева, Оксана Овсянникова