Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru"

Новости Миасса. Версия для печати.
Опубликовано на сайте агентства новостей и информации "NewsMiass.ru".
Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=10654



Речевой этикет - это клево!
Меткими наблюдениями об особенностях речевого поведения наших сограждан делится преподавателем Миасского филиала ЧелГУ Софья Тарышкина

Рубрика: Интервью
Опубликовано: 15.06.2007 15:38

- Софья Владимировна, один из курсов, который Вы преподаете, называется этикет. Скажите, а когда это понятие появилось и для чего, собственно, этикет нужен?

- Вообще этикет начал формироваться во Франции, при Людовике XIV. Тогда он имел роль своеобразной этикетки, обозначал, кто есть кто, и был довольно избыточным и недемократичным. К XIX веку этикет приобрел другие функции и стал необходим для того, чтобы сделать нашу жизнь более красивой, более комфортной в плане общения. Во всем мире он постепенно демократизировался, становился целесообразным, эстетичным. У нас в начале XIX века носителями этикета были дворяне, потом разночинцы, да и каждый образованный человек, тем более что в университет редко поступали не дворяне. Вот, например, мой прадедушка был из крепостных крестьян, но ему барин оплатил обучение, потому как он проявил тягу к знаниям. Человек с образованием был виден, и в этом смысле этикет стал не маркером социального происхождения - мещанин или дворянин, первое сословие или второе сословие, а указывал на качества личности, на наличие гуманности, гуманитарных знаний.

- Как Вы можете охарактеризовать в этом плане современную ситуацию в России?

- Мы, к сожалению, страна безэтикетная. И в принципе это понятно: когда произошла революция, "кто был никем, тот стал всем". Человек, надевший носки, признавался классовым врагом. В 30-е годы это вроде бы прекратилось, но почему-то крепко засело на уровне обыденного сознания. Может быть, из-за того, что большинство населения были крестьянами, может, часть дворян эмигрировали, а остальных перестреляли. Но это выветрилось, и университетское образование перестало давать что-то кроме профессиональных знаний.

И вот что меня не только поражает, но и оскорбляет. Приходишь к врачу, он хороший специалист, но обращение у него - "женщина". Конечно, не все читали Куприна, ведь обращение "мужчина"-"женщина" в царской России было достаточно оскорбительное. "Мужчина, угостите сигареткой" - это предложение продажной любви, о чем, в частности, и пишет Куприн в "Яме". Было еще такое обращение - "дамы и господа", которое относилось ко всем, пусть и дворянам, а в мещанской, купеческой среде - "сударь и сударыня". С отменой сословий после Февральской революции перешли на понятие "товарищ" либо "гражданин". Последнее вообще-то гордое: оно включает в себя отношения между человеком и государством, преполагающие определенные двусторонние права и обязанности. Но это понятие в советское время утратило первичный смысл и получило в нашей стране иной, специфический оттенок: гражданином стали называть человека осужденного. Потом, 15 лет назад, и "товарищи" ушли. И мы, к сожалению, перешли, по сути, на не очень хорошее обращение - "мужчина", "женщина" или "девушка". С этим связаны и некоторые комичные ситуации. Ко мне иногда обращаются: "Девушка, передайте, пожалуйста, на билетик". На что я отвечаю: "Вы мне? Я бабушка". Такое понять тоже можно: вроде ничего еще нет и родить ничего не можем. Например, у поляков есть обращение "пан и пани", у испанцев - "сеньоры". С тем же, что происходит у нас, необходимо как-то бороться. Буквальный перевод наших обращений "мужчина"-"женщина" иностранцев повергает в шок. Когда я училась, к нам приехала француженка по обмену, и тогда мы впервые увидели иностранку, которая была, как казалось, ярых феминистских взглядов. Наши мальчики кинулись демонстрировать свою галантность, подавать пальто. Она спросила, на каком основании, ей ответили: "Ты же женщина". На это она совершенно прямо сказала: "Я женщина своему мужчине, а вам я - человек".

Лет 15 назад кто-то обратился к нашей аудитории "дамы и господа". В зале начались смешки, переговоры, оратору не давали ничего сказать. Недалеко от меня одна дама выразилась так: "Не могу я себя госпожой чувствовать: у меня под джинсами колготки рваные". Тогда это действительно не накладывалось на реальную ситуацию. Сейчас же это становится нормой, наверное, большинство населения стали зарабатывать себе на колготки, может, и заграница так повлияла. Мне такое обращение гораздо приятнее, чем "девушка" или "женщина".

Более того, слыша к себе обращение "дамы и господа", не очень-то и хамить хочется, это в определенной степень обязывает. Мужчина может плевать на пол, бросать мусор, а господин, наверное, донесет до мусорного бака.

К сожалению, мы привыкли к обращениям "мужчина"-"женщина", но ведь можно многое сделать нормой: перестать, в конце концов, умываться, чистить зубы. Но не хотелось бы так эволюционировать. Этикетные формы возникли не для того, чтобы нас умучить. Ведь в этикете важны четыре принципа: гуманно, целесообразно, демократично и эстетично.

- Если еще так тяжело соотечественники воспринимают "дамы и господа", какие другие варианты можно предложить?

- Ну, можно, например, не в официальном стиле, где принято все-таки говорить "дамы и господа", использовать обращение "сударь"-"сударыня", а можно и без обращения, к тому же сейчас у многих сотрудников различных организаций, продавцов висят бейджики, где указана должность и имя. Может быть, скоро все-таки легко перейдем на "дамы и господа".

Еще славянофилы говорили, что у России миссионерская роль. Вспомните золотой век, серебряный век русской культуры, по большому счету у нас все есть, дом культуры построен, не хватает только наличников. Необходимо задуматься над этим, ведь мы великая держава, по-прежнему ракеты делаем не самые плохие, нобелевские премии по-прежнему получаем.

- Помимо обращений существуют ведь и другие правила общения?

- Конечно, языковая грамотность предполагает к тому же и уместность того или иного стиля речи в определенной ситуации. Так, смешным и необразованным выглядит человек, разговаривающий с домашними в официальном стиле. Есть такие люди, которые и в общении с друзьями прибегают к фразам типа "Как Маша Иванова?", хотя это тон официальной речи и было бы уместно спросить: "Как там Маша-то поживает?" Такая неграмотность наблюдается повсеместно. Ухо режет и такие фразы: "Я кушаю". Ну ведь никто еще не отменил правила, и все-таки нужно говорить "я ем - он кушает", "я сплю - он отдыхает", "я с женой - он с супругой". Нет общей гуманитарной образованности в нашей среде, врач, например, может разговаривать в стилистике речи торговки рыбой. А правила этикета предполагают не только то, в какой руке вилка, в какой - нож. Это все менее важно, чем этикет взаимоотношений, ведь он прежде всего регулирует не личностные отношения, а социальные. Нужно постараться сделать их более комфортными, к тому же проблем у всех хватает.

- Какие особенности общения работников сферы обслуживания с клиентами Вы можете отметить?

- Уже несколько лет держится стремление граждан где надо и не надо добавлять уменьшительно-ласкательные суффиксы, доведенное до абсурда. Их вообще-то принято использовать или в очень теплой, дружественной обстановке, или тогда, когда действительно предмет мал по размеру. У меня был такой случай. Несут как-то не то холодильник, не то стиральную машину на четвертый этаж три грузчика, обливаясь потом, со словами: "Доставочка!" Думают, что это вежливо, показывают свою любовь к клиенту. Очень я над ними смеялась: "Какая же это доставочка - это ж доставище!" И такие, как считается, вежливые формы общения с клиентом встречаются часто: "заполните анкетку" или даме с 41-м размером ноги предлагают "примерить туфельку". То есть, сферу обслуживания эта безграмотность в словах и выражениях просто захлестнула. Жаль становится наш язык, ведь он великий и могучий. Зачем же обеднять и одновременно засорять его. Вот говорят: чисто там, где не сорят. Мне кажется, чисто там, где убирают. Так и язык могут чистить, например, филологи. В любом случае что-то нужно делать.

- Замечаете ли влияние СМИ или появившихся недавно таких способов общения, как эсэмэс, на нашу речь?

- У нас насаждаются ложные стереотипы. Например, сейчас пошли, как говорят, языковые поветрия моды, появляются мусорные слова. "Чисто конкретно" пришло из языка бандитов и стало элементом молодежного сленга. Или "на самом деле", употребляющееся абсолютно без разбора, хотя у выражения есть определенный прямой смысл. Оно очень часто оказывается в речи лишним, засоряет язык. Большое влияние стали оказывать новые технические виды общение такие, как эсэмэс. Когда пишешь сообщение, то для быстроты набора можешь вместо "о" использовать "а". Но это совершенно не допустимо в других ситуациях, где используется письменная речь. Приходишь в магазин, а там орфографические ошибки на ценниках, так что хочется взять красную ручку и исправить. Еще интереснее, когда такая невнимательность проявляется на различных вывесках. Так что время сейчас проблемное, и неплохо бы способствовать сохранению языковой культуры. Как пел Окуджава: "Как мы дышим, так и пишем". Язык - это дом культуры, о чем говорил известный философ Макс Хайдеггер. Я сама за расширение языка. Можно говорить и "круто", и "клево", но если при этом использовать и другие слова: "чудно", "дивно", "великолепно", то есть как-то уметь дифференцировать выражения в зависимости от ситуации. Можно говорить и "вау", но иногда нужно сказать и "ой-ой-ой". Можно и матом пользоваться, однако при этом придерживаться строгих правил: прибегать к нему в однополой и одновозрастной компании людей одного социального статуса. Мат всегда был, про него и диссертации пишут, не нужно отказываться от него, это тоже одна из "комнат" дома нашей культуры. Главное, опять же, не путать время и место. Но что мы слышим по телевидению, а ведь молодое поколение воспринимает это как эталон, образец для подражания. В принципе умному человеку можно все, и вообще я не за то, чтобы что-то запрещать, главное - дать возможность выбора. Примитивный язык делает примитивным и наше сознание, наши человеческие взаимоотношения.

- Есть ли возможность в нашем городе научиться этикетному поведению?

- У нас в университете появился новый курс на дополнительной специализации "Документоведение" - этикет. Подумываем сделать его дисциплиной для студентов всех специальностей, а также курсы для школьников города, которые сами выразили эту светлую мысль. Так, со следующего года мы планируем организовать курсы по этикету для учащихся 9-10 классов. Что интересно, волнует это больше мальчиков. Как они признаются, приглашая девушку в кафе, начинают волноваться, стесняться, не знают, как себя вести, тем более это свойственно такому возрасту. Курсы действительно необходимы. Как я шучу, все мы из-под коровы вылезли, если у кого и были дворянские корни, за годы советской власти все выветрилось. Поэтому необходимо приобретать знания правильного поведения искусственно. Учим же мы иностранный язык.

Лилия Нагаева



Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2023.
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А.
Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы.
Адрес электронной почты редакции: mail@newsmiass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+.
Яндекс.Метрика