Новости Миасса. Версия для печати.
Опубликовано на сайте агентства новостей и информации "NewsMiass.ru".
Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=10368
Универсал, супермаркет или дискаунтер?
Основные отличия компьютерных магазинов разного формата
|
Рубрика: Бизнес
Опубликовано: 22.05.2007 09:08
|
За последний год в Миассе стало не просто больше компьютерных магазинов, они стали отличаться по формату обслуживания клиентов. Теперь в городе три вида магазинов - универсальные, супермаркет (пока единственный) и (пока тоже единственный) рознично-оптовый склад-магазин формата дискаунтер. Автор статьи взял на себя смелость рассмотреть их плюсы и минусы.
Начнем с "универсалов". И швец, и жнец, и на дуде игрец. Есть на витринах товар в наличии. По просьбе покупателей могут привезти товар, которого в наличии нет. При необходимости оказывают сервисные услуги.
Плюсы универсальных фирм:
- Мы к ним привыкли.
- Их много, можно выбрать ту, которая больше по душе.
- Они работают "под заказ", то есть, готовы найти именно тот товар, который нас интересует и его нам привезти ("Альфа Лайн", "Зарница", "Компьютер Партия", "Эколь").
- Они могут предоставлять дополнительный сервис для покупателей через свои сайты ("Зарница", "Компьютер Партия", "Эколь").
- В хороших универсальных фирмах возможен индивидуальный подход, то есть удовлетворение нестандартных потребностей клиентов (например, "Спецгарантия" у "Альфа Лайн")
- Зачастую предоставляют сопутствующий покупке сервис. Причем часто - в качестве бесплатного приложения к покупке, например бесплатную доставку, или бесплатные работы по модернизации.
- Упрощенная процедура гарантии ("Альфа Лайн", "Компьютер Партия").
- Предоставляют дополнительный сервис, например заправку картриджей ("Альфа Лайн", "Зарница") или вызов мастера на дом ("Альфа Лайн"), или телефонные консультации.
Минусы универсальных фирм:
- Невозможность поддерживать широкий ассортимент. Ассортимент, меньше, чем в супермаркетах.
- Цены средние или высокие.
В конце прошлого года в наш город пришел формат "специализированного компьютерного супермаркета" в лице "Позитроники".
Плюсы супермаркетов:
- Много разнообразного товара на витринах, выбор товара в наличии самый большой из всех существующих торговых форматов. Представлено все - от ноутбуков, до дисков с играми.
Минусы супермаркетов:
- Невозможно получить то, чего нет в наличии. Продавцы в лучшем случае могут предложить что-нибудь на замену, а искать именно интересующий нас товар не станут.
- Наличие не самого нового товара. Как известно, в компьютерной области товар постоянно обновляется. Ранее востребованный товар дешевеет, а на смену ему приходит более новый, более прогрессивный. В течение трех месяцев товар может потерять 20% своей первоначальной цены. Но продать-то его надо! Поэтому лучше в супермаркеты ходить в сопровождении знакомого специалиста, чтобы не купить задорого устаревшую вещь.
- Использование приемов психологического воздействия на покупателей. Они не виноваты. Это их работа. Например, на один товар цена может быть существенно снижена, а на соседние - завышена. Еще и поэтому в супермаркеты лучше ходить со знакомым специалистом.
- Минимум сопутствующего сервиса, отсутствие сервиса дополнительного.
- Цены, по теории, должны быть средне-низкие, но у нас в городе этого почему-то не происходит (прайс в разделе Миасс на www.positronica.ru). Цены оказываются средневысокими и не сбалансированными. Могут предложить товар устаревший, но по старой высокой цене (который в других магазинах уже давно подешевел).
Совсем недавно, в середине апреля появился оптово-розничный склад-магазин "Эконом!ст", представитель торгового формата "дискаунтер", то есть магазина с низкими ценами. Продает товар в розницу, но по оптовым ценам.
Возможность создания магазинов формата "дискаунтер" на компьютерном рынке появилась в России недавно. Связанно это с тем, что наценка в компьютерной области невелика, а товар быстро устаревает и теряет в цене. Для успешного существования дискаунтера, кроме минимизации накладных расходов, очень важно обеспечить быструю оборачиваемость товара. Поэтому только тогда, когда в стране сложилось тесное информационное взаимодействие между поставщиками техники и реселлерами, и появились дискаунтеры. Как всегда, такие магазины возникли сначала в центральных регионах России. А теперь и у нас.
Дискаунтеры не могут существовать без прямого подключения к информационным базам логистических центров и непосредственно к складам поставщиков.
Дискаунтеры ориентированы на минимизацию своих затрат, поэтому торгуют компьютерами только заводской сборки. Это дает возможность не содержать собственную сервисную службу. Есть и плюс для покупателя - более высокая надежность компьютеров по сравнению с компьютерами цеховой сборки.
Дискаунтеры ориентированы на несколько категорий покупателей:
- Профессионалы (благодаря прямому доступу к новинкам компьютерного мира и возможностью самостоятельного выбора из нескольких тысяч наименований по минимальным ценам).
- Экономные покупатели (кто ездит за покупками в "Дар-Сити", тот меня поймет...)
- Студенты (как соединение в одном лице первых двух категорий).
Плюсы дискаунтеров:
- Цены низкие.
- Работают "под заказ" непосредственно со складов дистрибьютера, то есть обеспечивается гарантия того, что заказанный товар приедет по заранее согласованной цене и в заранее согласованный срок.
- Доступность товара категории "NEW" и "EXTREME".
- Оперативное ценообразование, отсутствие залежалого товара, либо товара с "залежалыми" ценами.
Минусы дискаунтеров:
- Ассортимент "в наличии" - ограниченный, как правило, отсутствуют расходные материалы и мелкоштучный товар.
- Удаленное месторасположение, хотя завсегдатаев Дар-Сити это не смутит, Ведь экономия может составить несколько тысяч рублей.
- Весьма скромный интерьер.
- Отсутствие дополнительного сервиса.
- Сервис сопутствующий - либо отсутствует, либо передан на аутсорсинг.
Что дальше? Что ожидает наших старых знакомых "универсалов"?
В мире существует несколько тенденций, скорее всего, наш город не будет исключением, а именно:
- постепенное увеличение рыночной доли супермаркетов
- уход некоторой части "универсалов" в специализированные ниши, например, в дискаунтеры или специализация на работе с корпоративными клиентами или что-то еще.
- развитие в универсалах преимущественного по сравнению с супермаркетами сервиса. Фактически уже через несколько лет "универсалы" должны либо стать по сути своей "системными интеграторами" удовлетворяющими ЛЮБЫЕ потребности своих клиентов, либо найти свою специализированную нишу, либо уйти с рынка.
Александр Селезнев