Опубликовано: 30.04.2024 12:57 |
Продолжая разговор о становлении Златоустовского педтехникума, уточним, что в его стенах студенты находились четыре года, изучая все общеобразовательные предметы и методики, а также педагогику, основы производства, переплетное и картонажное дело.
Поначалу занятия проходили в форме уроков и лекций, а с 1927 года был введён Дальтон-план: ещё он назывался лабораторно-бригадным методом или методом заданий (проектов). Весь курс разбивался на бригады по пять-семь человек. По каждому предмету вывешивались на месяц задания с указаниями вопросов и нужной литературы. Расписание было лишь по русскому языку и иностранному языкам, пению, рисованию и физкультуре. По остальным предметам - так называемое свободное расписание. Каждая бригада сама определяла, какой предмет она будет изучать. Места занятий не закреплялись. Можно было сидеть в кабинете, в общежитии, в лесу, на крыше. Подготовившись, бригада договаривалась с преподавателем о сдаче зачета. Каждому члену бригады давался один из вопросов задания. Вместо оценки в зачетную книжку ставилась лишь роспись преподавателя. Отсутствие росписи говорило о том, что зачёт не сдан. Таких учащихся называли "хвостистами". Если "хвостов" было много, то профком снимал с неуспевающего студента стипендию.
О Дальтон-плане вспоминал и Геннадий Цыпин: "В учёбе было много трудностей, которые порождались увлечением модными в то время заимствованными из-за рубежа методами обучения вроде Дальтон-плана. Подобные лжепроекты вели к тому, что в период, когда ещё не сложилась советская школа, наблюдались серьезные левацкие заскоки, представлявшие серьёзную опасность для обучения молодёжи. Нам повезло, что преподавательский состав техникума оказался очень квалифицированным и методически подкованным. Несмотря на все попытки "левацких" элементов сбить учебный процесс с нужного пути, они старались дать хорошие знания, привить любовь к своему предмету".
О Дальтон-плане упоминает и Нина Ильина (Кулаева), в 1927 году поступившая, как окончившая школу второй степени, сразу на второй курс педтехникума: "Занятия тут самостоятельные по Дальтон-плану. Наша бригада уже сдала четыре предмета...", "Физику сдали легко. Одному сдавать быстрее, с группой - медленно, но зато интересно, хотя и болтаем много...".
Нам стало интересно: почему в Советской России внедряли новаторский метод учебной работы, разработанный американской учительницей?.. А вот почему.
Мечтая создать гармоничную школу будущего, большевики выбрали Дальтон-план, который, по их мнению, учитывал потенциал каждого ребёнка и воспитывал "нового человека". Основным положением плана было правило: "Ребёнку должны быть предоставлены реальные возможности заниматься тем предметом, который его захватил и вызывает неподдельный интерес. Он должен приходить в школу, чтобы удовлетворить свои потребности в саморазвитии".
Советские педагоги поторопились поменять индивидуалистскую основу метода на коллективистскую, создав лабораторно-бригадный метод. Но целиком внедрить Дальтон-план им все-таки не удалось: кто-то из ребят активно вкалывал, а кто-то в это время бил баклуши. Да и правда: зачем надо было стараться, если за всех отдувались самые умные ученики, а результат засчитывался всей бригаде?..
Продолжение следует…
1. Николаев | Голосов: +1 / -0 |
Молодцы - авторы! Замечательный материал! Но! Почему не подписываетесь? Кто автор? авторы?
|