Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru"

Новости Миасса. Версия для печати.
Опубликовано на сайте агентства новостей и информации "NewsMiass.ru".
Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=19442



Любовь и понимание помогут ребёнку найти себя
Об особенностях психологического воспитания ребёнка рассказывает кандидат психологических наук Майя Смирнягина

Рубрика: Интервью
Опубликовано: 05.11.2009 15:43

Закончилась первая четверть учебного года. Время для родителей внимательно приглядеться к своему ребёнку и оценить: не слишком ли тяжело даётся ему учеба и занятия в разного рода кружках, не слишком ли он утомился, не стоит ли пересмотреть и более рационально cпланировать процесс его обучения. Родители, даже занятые, вполне в состоянии обеспечить ребёнку нужную атмосферу и психологический настрой, чтобы он мог быть успешным в учёбе и весёлым на каникулах. О том, как воспитать всесторонне развитого и успешного ребёнка и при этом сохранить его здоровье, корреспондент NewsMiass.ru выяснил у кандидата психологических наук, педагога-психолога лицея № 6 Майи Смирнягиной.

- Майя Максовна, не секрет, что амбиции родителей, желающих гордиться своим ребенком, не совпадают с желаниями и возможностями ребёнка, и это приводит к непредсказуемым последствиям. Скандалы с родителями при достижении ребёнком сознательного возраста - не самое страшное. Бывает ведь, что дело доходит до нервных и физических заболеваний детей. Как правильно себя вести, чтобы ребёнок стал успешным, не принося при этом в жертву его здоровье и мечты?

- В первую очередь - всё очень индивидуально. Дети рождаются с разным типом темперамента, что проявляется в особенностях нервной системы. Есть дети с сильным типом нервной системы, а есть со слабым. Это врождённые особенности, и мы ничего с этим не сделаем - просто надо принять их во внимание. Особенности детей с сильным типом: активные, энергичные, срессоустойчивые - они быстро адаптируются ко всему новому. А дети со слабым типом нервной системы имеют свои важные достоинства: высокий уровень сензитивности (чувствительности). И для людей, склонных к творческим видам деятельности (художников, поэтов, музыкантов), это очень важно, потому что они видят и воспринимают этот мир по-другому. Но при этом такой ребёнок дольше адаптируется, более замкнут, более утомляем, менее работоспособен, очень раним.

Поэтому в первую очередь надо знать своего ребёнка и понимать, в чём его особенность. И если мы идём против природы и пытаемся её, грубо говоря, "насиловать": мол, должен ходить в пять кружков, заниматься по полной программе и выдавать при этом какие-то особые результаты, - это, конечно, неверно.

- Но ведь есть мнение, что если слабый - то можно и нужно воспитать в нём силу характера.

- Темперамент - это генетические свойства нервной системы, и изменить их мы не можем. Темперамент не воспитывается. Воспитываются только черты характера. Но черты характера можно сформировать на базе любого темперамента. Тем не менее, работоспособность можно повысить только за счёт интереса к какому-нибудь виду деятельности. А способность адаптироваться, направленность на себя или окружающий мир (экстраверты и интроверты), темп реакции, преобладание процессов возбуждения или торможения - это свойства психики, которые не изменить.

- Какие последствия может вызвать попытка изменить эти особенности ребёнка?

- Неврозы, заболевания. Перенапряжение приводит к заболеванию нервной системы. Чтобы не было перенапряжения у ребёнка должен быть интерес к деятельности. То, что мы делаем через "не хочу" особенно вызывает усталость. Другой вопрос как сформировать этот интерес?

Дошкольный возраст - самый благоприятный период для развития всех способностей ребёнка, и если мы этот период упустим, то трудно наверстать это в младшем школьном и подростковом возрасте. Психологи рекомендуют дать ребёнку возможность попробовать себя во всевозможных видах деятельности. Именно попробовать, а не показать сразу высшие результаты. А способности как раз и проявляются в том, что ребёнок показывает более хорошие результаты при меньшей затрате сил и энергии в этой деятельности, чем другие ребята. То есть одного ребёнка мы десять раз заставляем что-то сделать, чтобы он чего-то достиг, а другой добьётся того же со второго раза. Поэтому, если мы видим, что ребёнку интересно, он выдаёт высокие результаты, значит, это его область. Если у него это получается, значит, у него есть задатки к этому виду деятельности. Нет детей неспособных - только не всем детям создали условия для проявления их способностей. Конечно, развить можно все, даже не имея задатков. Но - какими усилиями? Можно и медведя научить на велосипеде кататься, только чего это будет стоить, и стоит ли оно того? Очень часто родители собственные нереализованные амбиции навязывают ребёнку: "Я хотел быть врачом, у меня не получилось, так пусть ты станешь", а у ребёнка интерес и способность к ИЗО. А - нет, должен быть врачом! И он станет врачом! Но вот тут-то и будет противоречие и насилие над природой.

Есть книжка японского автора Масару Ибука "После трёх уже поздно", основная её идея: так как дошкольный возраст - самый сензитивный период, японцы считают, что надо до 3-х лет научить ребёнка играть в шахматы, рисовать и играть на скрипке. Потому что шахматы развивают логику, рисование - творческие способности, а игра на скрипке - музыкальный слух, лучше, чем другие музыкальные инструменты. Ведь если на фортепиано нужный звук задан нужной клавишей, то на скрипке можно услышать все тонкие грани, тона, полутона и четверть тона. Таким образом, японцы создают ребёнку условия для развития основных способностей. Я не совсем согласна, что "после трёх уже поздно", а вот что после семи поздновато - это наверняка.

И другая проблема. Самый важный вид деятельности дошкольника - сюжетно-ролевая игра. Это игра в дочки-матери, в школу, в больницу, в почтальона, во что угодно. Где ребёнок развивает сюжет, берёт на себя какую-то роль, и должен действовать согласно этой роли. Задачи таких игр: ребёнок, развивая сюжет, занимается творчеством, а действуя, как врач или покупатель, осваивает социальные роли, учится взаимодействовать в игре, договариваться. И если мы весь дошкольный период превращаем в учёбу, таская ребёнка по многочисленным кружкам, то, не решив психологические задачи этого возрастного периода, у ребёнка возникнут серьёзные проблемы в следующем возрастном периоде - младшем школьном. Он будет уметь читать, писать и многое-многое другое, но могут появиться проблемы в общении с учителями и детьми.

У каждого периода есть свои психологические задачи, и в игре решаются задачи дошкольного периода. И когда детские сады тоже ориентируются в основном на обучение, не создавая условия для сюжетно-ролевой игры - это крайне неправильно.

Проблемные дети - это дети, которые сидят дома с бабушками: бабушка смотрит сериал, а ребёнок сам с собой. Ему не с кем играть, и даже если бабушка с ним играет в какие-то игры, то всё равно это не то, он должен играть именно со сверстниками, вместе продумывать сюжет, роли. Должно быть именно по-детски - камушки-"пирожные", песок-"сахар".

Родители должны быть психологически грамотными и знать, что каждый возраст имеет конкретную задачу. Все считают - подготовить к школе. А что такое "подготовить к школе"? Если ребёнок будет играть, он подготовится. Сюжетно-ролевая игра развивает все познавательные процессы, а самое главное - произвольность (способность контролировать свои действия), что является основным показателем готовности ребенка к школе.

- А если ребёнок по природе замкнутый, закомплексованный и сам не хочет играть со сверстниками? Какие действия стоит предпринять родителям, чтобы расшевелить своё чадо?

- Если это дошкольник, надо просто создать условия, чтобы ребёнку было с кем играть. Например, вот мы с вами две мамы. Я вам просто предложу: "Давай сегодня ребята у нас поиграют, а завтра я своего к вам в гости приведу". Создать условия - и дети будут играть! Возможно, на первых парах можно как-то им помочь, например: "Давайте построим корабль все вместе. Ты будешь матросом, ты капитаном, ты юнгой - и решите, куда поплывём". Развиваем сюжет, помогаем детям, одну-две игры, и они продолжат сами.

- И всё-таки, есть какие-то общие рамки - насколько можно загружать ребёнка обучением?

- Всё зависит от ребёнка, от типа нервной системы. Надо наблюдать за ним: не "падает ли он замертво", не утомляется ли (это проявится в нарушениях сна, аппетита). Для кого-то и два часа - это перегруз, а для кого-то (опять же японцы говорят: "если мы работаем в удовольствие, мы не устаём") два-три кружка посещать с удовольствием - это не утомление, и глаза у него горят. Если же по требованию родителей ребёнок ходит, для него и одно занятие утомительно.

Очень многое зависит от преподавателя. Ведь в одних кружках интересно, а в других - нет. Я считаю, что английский дошкольникам изучать - это издевательство. Ребёнку необходимо сформировать фонематический слух и развивать родной язык, чтобы умел пересказывать, составлять рассказ по картинкам. Я с самими педагогами английского много говорила на эту тему. Если ребёнок помещается в языковую среду, к примеру, родители: немка и казах - живут в России, и оба родителя говорят на родном языке, а в садике ребёнка учат русскому - он осваивает все три языка без проблем. А когда ребёнка два или даже три раза в неделю на сорок минут притаскивают и начинают с ним какие-то отдельные слова или песенки учить - бесполезно! Это, считаю, просто выкачивание денег.

- Ну, а я вот с удовольствием учила английский в дошкольном возрасте. Пару стихотворений, слова типа "ball", "dog".

- Ну, вы поучили, пришли в школу с какими-то знаниями. И что? А потом всё выровнялось и абсолютно вам ничего не дало. Первое время вы больше знали, а потом…

Сейчас как получается? Вот ребёнок учит-учит этот английский, затем приходит в школу, где в первом классе такого предмета нет.

Даже если начали учить со второго - кто-то начал с азов, а кто-то знал с десяток песен, но к пятому классу знания у них одинаковы. Да и знаний, если честно, как не было, так и нет. Даже у одиннадцатиклассника их зачастую нет. Почему? - Потому что он не погрузился в языковую среду. Языком надо заниматься в системе, тогда будут результаты.

У нас есть дети, которые давали спектакль на английском языке, когда в школу приезжали иностранцы. Какие это были дети? Которые в Америку ездили! И которые в системе занимаются на курсах или у репетитора, а не те, которые просто в школе учат английский.

- Есть ещё у вас какие-то рекомендации родителям?

- Я всё чаще прихожу к мысли, что ведь мы сами многое можем дать своему ребёнку. И больше будет пользы, если мама с ним порисует, полепит, поиграет. А маме некогда. Мы его туда пихнули, сюда пихнули, а ведь ребёнку именно пообщаться с мамой надо, с папой. И мы покупаем просто себе время, пристраивая ребёнка в кружки и ещё куда-то.

Конечно, специалисты многое могут дать нашему ребёнку, но не забывайте, что это не заменит полноценного общения родителей с ним.

В "Острове" при библиотеке работает Татьяна Геннадьевна Лихачёва, она организатор "Клуба гуманной педагогики". Мы в прошлом году провели первые родительские чтения, где выступали специалисты - педагоги и психологи. В ноябре планируются провести вторые такие чтения, приедет специалист из Томска. Если вы чего-то не знаете, почему бы не прийти и не спросить? Вот вы же ко мне пришли. Вот для таких мам и пап, которые хотят что-то узнать, и проводятся чтения, мы специально приходим и отвечаем на ваши вопросы.

О точной дате проведения родительских чтений будет сообщено на сайте NewsMiass.ru.

Софья Овсянникова



1. просто мама
14.03.10 в 12:47   IP: 94.246.126.176
Голосов: +3 / -2
Спасибо, Майя Максовна! Как жаль, что Вы ушли из 10 школы. Обстановка в школе(и психологическая, и бытовая, и тд), где учится мой ребенок, мягко говоря, отвратительная. Помню Ваши выступления на род.собраниях. Спасибо!


Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2023.
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А.
Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы.
Адрес электронной почты редакции: mail@newsmiass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+.
Яндекс.Метрика