Опубликовано: 06.02.2008 12:06 |
1 февраля вступил в силу новый закон "Об исполнительном производстве", которым расширены полномочия судебных приставов. Отныне, к примеру, приставы получили право с письменного разрешения своего руководства проникнуть в дом без согласия хозяина-должника или наложить запрет на получение им заграничного паспорта. Эти изменения в законодательстве могут напрямую коснуться каждого человека, в том числе и законопослушного - в роли должников люди порой оказываются не по своей вине. О том, что следует знать гражданам о новшествах исполнительного производства, рассказывает заместитель начальника Миасского отдела службы судебных приставов Наталья Крохалева.
- Наталья Петровна, раз принят новый закон - значит, в работе службы были какие-то проблемы, которые необходимо было решить?
- Конечно, проблемы были всегда, и я думаю, что они будут и в связи с введением новых законов. Предстоит наработать опыт работы в новых условиях, а этот процесс идет непросто, закон ведь еще нужно как следует изучить и научиться правильно применять на практике.
- Но ведь в чем-то он сделает вашу работу более эффективной?
- Конечно. Сегодня, например, снято ограничение по сумме взысканий, которые мы можем направлять непосредственно по месту работы должника для того, чтобы эти суммы были высчитаны из его заработной платы. Раньше мы могли это сделать, если суммы не превышали двух минимальных оплат труда. Теперь мы можем таким порядком взыскивать суммы до 10 тысяч рублей. До сих пор, если сумма взыскания была свыше двух минимальных оплат труда, мы должны были проверять, нет ли у должника имущества, которое можно изъять, реализовать и направить вырученные суммы на уплату долга. Зачастую это было напрасной тратой времени - за должниками ничего не числилось. Сейчас, если должник работает, мы будем направлять исполнительный лист по месту работы. Кроме того, сами взыскатели (то есть, те, кто предъявляет претензии должнику - ред.) получили право направлять свои требования на сумму до 25 тысяч рублей по месту работы должника.
- Эти суммы будут взыскивать с должников одномоментно?
- Нет, конечно, постепенно. За один раз из заработной платы должника можно удержать не более 50 процентов по гражданским делам, а по уголовным и по алиментам, если задолженность большая - до 70 процентов.
- А что касается запретов на выезд должников за границу - вы ведь не сразу применяете к ним такую меру?
- Сначала, когда к нам поступает документ на исполнение, мы возбуждаем исполнительное производство и направляем должнику постановление о возбуждении исполнительного производства с предложением добровольно оплатить свой долг. Если он в течение пяти дней не оплачивает, приступаем к принудительному исполнению. Если человек к нам не является, у судебного пристава есть право оформить постановление о принудительном приводе и доставить его к нам в службу. А дальше уже смотрим, как с ним работать. Возможность наложить запрет на выезд за границу нам окажет существенную помощь. Ведь если человек приобрел путевку или даже купил билет на самолет - значит, деньги у него есть.
Поэтому некоторые должники и даже не должники, а просто граждане, которые собрались поехать за границу, приходят и спрашивают - нет ли их фамилии в нашей базе должников.
- Любой долг может стать основанием для запрета на выезд или все же это зависит от его размера?
- Сумма может быть любой, главное - что бы имелся исполнительный лист.
- Даже если человек задолжал 50 рублей?
- Думаю, что на 50 рублей мы найдем, что взять в квартире должника для погашения долга. И вообще, такие меры грозят прежде всего тем, кто к нам не является и мы их не можем найти. Таким способом мы можем понудить человека к выплате долга. Если же он нормально с нашей службой сотрудничает, никто не станет прибегать к подобным мерам.
- То есть, запрет на выезд - последняя мера, после того как другие возможности исчерпаны?
- Не обязательно. Это может стать одним из первых шагов - к примеру, если есть основания считать, что должник может покинуть территорию страны.
- Новый закон также дает судебным приставам право войти в квартиру должника без его согласия. В каком случае?
- Я бы хотела объяснить жителям города, что посещения судебного пристава бояться не нужно, никто не заберет из дома последнего добра. У нас есть перечень имущества, на которое мы не имеем права накладывать арест. Если в доме есть только самые необходимые вещи - кровать у каждого члена семьи, холодильник, стол, стул, шкаф - нет смысла это прятать. Мы просто зайдем в квартиру, осмотрим ее, составим акт об отсутствии имущества, на которое может быть наложен арест. Нет смысла препятствовать работе приставов, ведь если нам придется войти в дом против воли хозяина, затраты на восстановление входной двери ему придется нести самому. Прежде чем войти в дом без разрешения хозяина, мы оставляем ему уведомление, что придем в определенное время, и получаем письменное разрешение начальника нашего отдела - старшего судебного пристава на проникновение в дом. Если, конечно, не возникнет случаев угрозы жизни кого-то из проживающих в доме - в этом случае мы обязаны вмешаться немедленно.
Пока что у нас таких случаев еще не было, по новому закону только начинаем работать. И хорошо бы их было поменьше - ведь это и лишние затраты, и стресс для членов семьи должника, особенно для детей. И, конечно, для наших сотрудников. Это наша работа, но мы такие же люди, как все, и нам не нравится вступать в конфликты.
- Претенденты уже есть на применение таких жестких мер по взысканию долгов?
- Приставы уже ходили по адресам после вступления в силу нового закона, если кто-то их не пустил - мы будем вынуждены воспользоваться предоставленным законом правом.
- Насколько оперативно вы действуете, когда необходимо взыскать долг?
- У нас в Миассе, надо сказать, люди очень подкованы с юридической стороны. На 1 января 2008 года у нас на исполнении находилось 64 тысячи исполнительных документов! Это самое большое количество в Челябинской области. И нагрузка у нас на одного судебного пристава, соответственно, самая большая - 3200 исполнительных документов вместо 22-х положенных в месяц по закону. Естественно, в установленные законом двухмесячный срок уложиться просто невозможно. Кстати, судами этот срок неоднократно признавался нереальным, или, как это у нас называется, непресекательным. У нас же исполнительные производства не просто лежат. Нам только на реализацию изъятого имущества должников полагается один месяц.
Если взыскатель недоволен действиями приставов, новым законом гражданам дается право пожаловаться не только в суд, но и начальнику отдела, затем, если ответ не устроил, главному судебному приставу. Они имеют право внести коррективы в исполнительное производство.
- Но ведь такая нагрузка - это просто немыслимо.
- Согласна. Тем более что каждый судебный пристав Челябинской области своей работой принес государству по 300 тысяч рублей. Свою зарплату мы отрабатываем с лихвой.
- Среди такого вала исполнительных производств много ли "проблемных", по которым должники решительно не намерены платить?
- Много. Особенно по кредитам, которые банки раздают в большом количестве, часто без особых формальностей. Сейчас эти дела переходят в нашу подследственность, мы приняли их от УВД.
- Как и дела по алиментам?
- Да. По алиментам взыскательницам теперь будет проще - раньше они писали заявления сначала нам, а потом мы передавали их по подследственности в УВД. Сейчас все необходимые действия будет предпринимать наш дознаватель. Другое дело, что многие должники либо не работают вовсе, либо устраиваются туда, где им почти ничего не платят. И взыскать с них действительно нечего. Закона о тунеядстве теперь нет, и помочь женщинам в таких случаях нам просто нечем.
- Но ведь есть папаши, которые скрывают большую часть своих доходов от государства и детишек. У вас, кажется, появилась возможность получать информацию и об их банковских счетах?
- Она у нас была и раньше. И у взыскательницы алиментов есть право обратиться в суд и доказать, что у отца ребенка есть деньги на счетах или дорогостоящее имущество. Но у таких папаш, как правило, машина оформлена на маму, дача - на бабушку. Установить размеры дохода было сложно. Сейчас, мы надеемся, будет полегче. Банки должны теперь оперативно отвечать на наши запросы, в противном случае на них могут быть наложены крупные штрафы.
О том, как на практике повлияет на эффективность нашей работы вступление в силу нового закона, мы сможем сказать примерно через полгода.
Беседовала Оксана Овсянникова
1. Лера | Голосов: +8 / -7 |
Интересно, к чему же мы придём, если новые "законы" противоречат ГЛАВНОМУ ЗАКОНУ государства - Конституции РФ? (ст.8, 25,27 и пр.) Наверное, к полицейскому государству, где исполнение законов обязательно только для рядового гражданина, но не для чиновников гос.структур. Грустно от возникающего чувства абсолютной назащищённости...
|