16+ | Опубликовано: 16.07.2007 14:41 |
Сегодня, 16 июля, Миасский городской суд вынес приговор по делу Николая Лубенца - бывшего депутата Законодательного собрания и мэра одного из закрытых городов Челябинской области, Трехгорного, которого обвиняли в превышении должностных полномочий и предоставлении незаконным налоговых льгот зарегистрированным на территории этого муниципального образования фиктивным фирмам, зависимым от ОАО НК "ЮКОС".
Уголовное дело в отношении Н. Лубенца было возбуждено в 2003 году. Его материалы составили 23 тома, которые суд и изучал с декабря 2006 года. Судьи Трехгорного, где должно было рассматриваться дело бывшего чиновника, как сообщалось в прессе, заявили самоотвод, мотивировав его тем, что они все лично знакомы с обвиняемым, Лубенец в качестве главы города неоднократно посещал суд, администрация города помогала решать вопросы, связанные с обеспечением деятельности суда, обеспечением судей жильем.
Сторону обвинения представляли два государственных обвинителя: из Генеральной прокуратуры РФ и прокуратуры Челябинской области. Бывшего мэра обвиняли в том, что в 1999-2000 годах он, занимая должность главы исполнительной власти, заключил заведомо незаконные соглашения с рядом юридических лиц ("Нортекс", "Кверкус" "Грейс", "Мускрон", "Виртус", и другими) о предоставлении им налоговых льгот. Данные юридические лица, как сказано в представленном пресс-службой суда пресс-релизе, были учреждены на территории Трехгорного участниками преступной группы, возглавляемой фактическими руководителями ОАО НК "ЮКОС" с целью уклонения от уплаты налогов в бюджеты разных уровней. Бухгалтерию подставных фирм вело ООО "ЮКОС-инвест".
Согласно своим уставам, фирмы должны были заниматься хранением, транспортировкой и сбытом нефти и нефтепродуктов. Однако фактически они, как было отражено в приговоре суда, не имели для этого ни оборудования, ни персонала. Более того, специфика закрытого муниципального образования исключала возможность ведения на его территории подобной деятельности. Таким образом, фирмы не вели хозяйственной деятельности, однако имели многомиллиардную выручку и предоставленные им налоговые льготы. На момент создания фирм законодательная база позволяла заключать соглашения с предоставлении налоговых льгот предприятиям, при условии, что они участвуют в инвестиционных проектах на благо города. Однако позже законодательство изменилось, и соглашения о предоставлении налоговых льгот были продлены в нарушение закона. Только бюджет Трехгорного вследствие заключенных с ними мэром соглашений о налоговых льготах недополучил в 2000 году более 6 миллиардов рублей (для сравнения - бюджет Трехгорного, города с 35-тысячным населением, в 2007 году составляет 1,1 миллиарда рублей).
Кроме того, по версии следствия, Н. Лубенец, выходя за пределы своих полномочий, издал заведомо незаконные постановления о внесении упомянутыми юридическими лицами налоговых платежей в бюджет города простыми процентными векселями, что позволило им в 1999-2000 годах уклониться от уплаты налогов и сборов в бюджет Трехгорного на сумму более пяти миллиардов рублей.
В судебном заседании прозвучали показания более сорока свидетелей, оглашались показания свидетелей, допрошенных в ходе предварительного следствия по делу Михаила Ходорковского и в настоящее время находящихся в международном розыске.
Своей вины Николай Лубенец не признал, заявляя о том, что ему не было известно о зависимости фирм "Нортекс", "Кверкус" "Грейс", "Мускрон", "Виртус" других от "ЮКОСа", проверка их финансово-хозяйственной деятельности не входила в круг его полномочий как главы муниципального образования. Создание же в городе этих фирм и подписание взаимовыгодного соглашения о предоставлении им налоговых льгот способствовало в трудное время после дефолта 1998 года росту налоговых поступлений в городской бюджет, позволило оказать серьезную поддержку градообразующему предприятию, стимулировало жилищное строительство. Защита ссылалась на мнения именитых экспертов, прокуратуры Трехгорного, выводы налоговых проверок, не выявивших нарушений. Защита считала, что подсудимого следует оправдать.
Обвинение просило вынести Лубенцу наказание в виде 5 лет лишения свободы в исправительной колонии общего режима, а также лишить его права в течение трех лет занимать должности организационно-распорядительного и административно-хозяйственного характера на государственной службе и в органах местного самоуправления.
Изучив материалы дела, показания свидетелей и доводы обеих сторон, суд отверг как часть доводов защиты, так и ряд пунктов обвинения. Так, в частности, суд посчитал, что Лубенцу не было известно о существовании преступной группы Ходорковского и ее деятельности, к которой он оказался косвенно причастен. В некоторых действиях обвиняемого суд не нашел состава преступления, часть предпринятых им шагов, как сказано в приговоре, действительно были совершены на благо города.
В то же время, суд констатировал, что Николай Лубенец сознательно игнорировал требования закона, продляя соглашения о предоставлении налоговых льгот с рядом юридических лиц. Он был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктом 3 в) статьи 286 УК РФ - превышение должностных полномочий. Иначе говоря, совершение действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, совершенное главой органа местного самоуправления, с причинением тяжких последствий. За это закон предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
С учетом смягчающих обстоятельств: возраста, состояния здоровья, многочисленные поощрения и награды и так далее - суд приговорил Н. Лубенца к наказания в виде четырех лет лишения свободы условно с испытательным сроком в два года. Кроме того, ему запрещено в течение двух лет занимать должности организационно-распорядительного и административно-хозяйственного характера в органах местного самоуправления.
Оксана Овсянникова
1. виктор | Голосов: +1 / -3 |
Нужно бы посчитать сколько человек умерло от нищеты оттого что городская казна недополучила такую кучу денег. И судить уже не как жулика, а как за убийство из-за денег.
А наш "справедливый" суд снисходительно похлопал его пониже спины. | |
2. Михаил | Голосов: +1 / -2 |
Виктору:
Уважаемый Виктор, неужели Вы и вправду думаете, что городская казна кого-то спасает от нищеты?! Наивнее точки зрения я не слышал!!! А с другой стороны, неужели Вы думаете, что те, кто открывал фирмы в Трехгорном, собирался отчислять эти самые эфимерный миллиарды в какие-то там бюджеты?! Совершенно очевидно, что если бы не было подписано этих льготных соглашений, то и фирмы эти никто бы не регистрировал в Трехгорном. Наверное, мэру за подписание этих соглашений кто-то чего-то отслюнявил, но это не доказуемо, а стало быть и нет вины. Но Вам с Вашим тоталитарным сознанием понятие презумпции невиновности неведомо. Как оно неведомо и автору статьи - чего стоит его фраза "...преступной группы Ходорковского". 37-м годом отдает за версту... |